Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Общесловацкая олимпиада по русскому языку для школьников состоялась в столице Словакии в сороковой раз. На этот раз тестовых заданий, подготовленных комиссией, было довольно много, поэтому ученики выполняли их в течение двух дней.
В основном участники, разделённые на группы соответственно уровню владения языком, справились с предложенными вариантами, содержащими вопросы не только по русскому языку, но и по русской культуре. Некоторые школьники продемонстрировали отличное владение русским. В группе, соответствующей уровню А-1, участница так хорошо прочла стихотворение М. Лермонтова «Смерь поэта», что казалось, слушаешь не словацкую школьницу, а настоящего ученика-россиянина. Другая претендентка приятно удивила комиссию прекрасным чтением стихотворения С. Есенина. Хорошие результаты показали и другие участники.
По окончании конкурсантам, занявшим первые три места, были вручены золотые, серебряные и бронзовые «олимпийские» медали. Без подарка не остался никто. Все претенденты получили грамоты, книги и пакеты со сладостями от фирмы «Др. Эткер».
Олимпиада не ограничилась только аудиторными заданиями, все участники были приглашены на вечернюю экскурсию по Братиславе. Преподаватели, приехавшие со своими учениками из разных уголков Словакии, делились своим опытом работы.
Организаторами олимпиады выступили Министерство образования Словацкой Республики, Словацкий институт молодёжи IUVENTA (отделение поддержки талантливой молодёжи), Государственная отборочная комиссия при поддержке Посольства Российской Федерации в Словацкой Республике, Русского центра в Братиславе и фирмы «Др. Эткер». Возглавила комиссию доктор Мария Матушкова.