Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вопросы методики преподавания русского языка в Армении обсуждают на конференции в Ереване
12.03.2010
Международная научно-практическая конференция «Русский язык – гарант диалога культур, научного сотрудничества и межличностного общения в XXI веке» стартовала 11 марта в Российско-Армянском (Славянском) университете, сообщает РИА «Новости-Армения».
На форуме главным образом обсуждаются вопросы методики преподавания русского языка в Армении.
«Главная цель, которую преследуют организаторы конференции, состоит в решении вопросов, существующих в настоящее время в научной среде русистов Армении, для их переноса в практическую плоскость методики преподавания русского языка», – рассказал один из главных организаторов конференции, исполнительный директор Российского учебно-методического центра русского языка в Армении Гурген Барикян.
По словам доктора педагогических наук, академика Беллы Есанджанян, основной целью конференции является распространение, пропаганда и желание укрепить позиции русского языка в Армении.
В конференции принимает участие более 60 человек, при этом только 40 из Армении. С докладами выступят также представители России, Молдавии, Казахстана.
На сегодняшний день в Ереване и в регионах Армении функционируют 40 общеобразовательных школ, имеющих классы с русским языком обучения, из которых три – частные. В этих школах обучается порядка 10000 учащихся. Это дети граждан России, представителей национальных меньшинств и граждан Армении, армян по национальности, чьи дети обучались в России или в других государствах СНГ.
Конференция проводится в Армении уже пятый год. Основным организатором является Россотрудничество и работающий в его структуре Российский учебно-методический центр русского языка в Армении. Первые четыре форума проводились под эгидой посольства России в Армении.