Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках оптимизации образования пяти школам Риги грозит закрытие. Основным критерием для этого становится малое количество учеников. Для продолжения работы учебного заведения необходимо минимум 100 детей в средних классах.
«В Латвии всеми делами, касающимися школ, занимается местное самоуправление, – прокомментировал ситуацию со школами Риги депутат сейма от фракции «ЗаПЧЕЛ» Яков Плинер. – Мне звонил директор одной из этих школ и сообщил, что вопрос будет рассмотрен властями города в апреле. Мы проконсультировали его, как нужно бороться за выживание».
По словам Плинера, среди этих пяти школ могут быть и русскоязычные. В 2009 году до 1 сентября Рижская дума уже закрыла 10 школ, 9 из которых были для русских детей.
«Да, среди них были школы с сотней учеников, и такие школы содержать невыгодно. Но также были закрыты школы, где училось 300-400 детей, и по закону они имели право продолжать работу», – подчеркнул депутат.
В этом году, к примеру, Рижской коммерческой гимназии, в средних классах которой учатся 200 детей, тоже грозит закрытие.