Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Постсоветское пространство забывает русский язык. Где-то это естественный процесс, но в большинстве государств СНГ вытеснение русского языка возведено в ранг государственной политики. Новые политические элиты считают, что государственное и национальное строительство невозможно без возрождения национальных языков, а русский в этом деле - помеха. Россия, объявив в начале 90-х, прошлого столетия территорию стран СНГ зоной своих интересов. И не особенно позаботилась о том, чтобы беречь и лелеять "пятую колонну" в новых, суверенных странах. Хотя в РФ десятки организаций отвечают за русскую политику за рубежом, но, пожалуй, только московское правительство реально финансирует "русские проекты" в СНГ.
Председатель комиссии по учебной литературе в странах СНГ, Вице-президент российского книжного союза, Генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков рассказал "Русскому курьеру" о проблемах русских школ в странах СНГ.
- Как сегодня себя чувствует русский язык в СНГ?
- Ситуация с обучением в школах на русском языке в странах СНГ продолжает ухудшаться. В русскоязычных школах стран СНГ сегодня обучаются 3 миллиона 700 тысяч детей, а учебниками на русском языке обеспечены лишь 100 тысяч детей. Можно назвать катастрофической ситуацию с закрытием школ с обучением на русском языке. Таких школ в Азербайджане осталось 29, Молдове Р 463 русских школ. Украинские власти из 40 000 оставили лишь 1900, киргизские 138 из 2000, грузинские 59 из 171, узбекские 159 из 760, таджикские 3 из 1500 школ с обучением на русском языке.
Но самой сложной ситуацией с обучением детей на русском языке являются страны Балтии, в которых с властью договориться не реально.
- А какие причины столь плачевной ситуации?
- РФ не в полной мере обеспечивает своих соотечественников учебной литературой и наглядными пособиями. Ученики в русских школах пользуются учебниками 1985 года. Поэтому местные школы переходят на национальные языки, учатся по книгам изданным в этих странах. Россия обеспечивает только восемьсот тысяч учебников, что обеспечивает лишь 15 процентов потребности. Европейские страны совсем по-другому решают эти проблемы. Там понимают, что финансирование таких программ Р это развитие собственного интеллектуального, а значит инвестиционного потенциала государства. Другими словами, продвижение собственных образовательных программ за рубежом является не идеологической, а экономической задачей. Считаю, если Россия в ближайшее время не предпримет усилий по развитию образовательных программ в СНГ, то большое количество талантливой молодежи, специалистов уйдут в англоязычные страны. - Какие для этих программ необходимы финансовые ресурсы? - Более 125 миллионов рублей в год. Если эти деньги будут выделяться, то есть наработанные механизмы для решения проблемы обеспечения русских школ в СНГ учебниками. Но я не думаю, что это должны быть только бюджетные деньги. Крупные российские компании, которые работает на постсовестком, должны думать о стратегии развития своего бизнеса. Нашу инициативу создать образовательный фонд поддержали известные российские бизнесмены и банкиры, издательства, общественные организации.
- А современные технологии нельзя привлечь для решения проблем образования на русском языке?
- Для этого у нас есть ресурсы. Ведь современному Ломоносову приехать в Москву учиться не по карману. Мы используем интернет, системы дистанционного образования. Мы открыли первую интернет-школу, которая работает в интерактивном режиме, в которой могут учиться ребята из стран СНГ. Кстати, за реализацию этого проекта наше издательство получило президентскую премию.