Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Карабудахкенте пройдет конференция, посвященная проблемам преподавания русского языка и литературы
08.02.2010
Министерство образования и науки республики Дагестан совместно с ДИПКПК проводит республиканскую научно-практическую конференцию «Проблемы преподавания русского языка и литературы в полиэтническом регионе. Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ». Как сообщили корреспонденту информагентства «Дагестан» в минобрнауки РД, конференция пройдет 19 марта 2010 года на базе МОУ СОШ №1 селения Карабудахкент.
Участие в ней примут специалисты управлений образованием, курирующие преподавание русского языка и литературы, один учитель русского языка и литературы из городов и районов республики.
Примерная тематика докладов, тезисов докладов, выступлений конференции: актуальные проблемы изучения и методики преподавания русского языка и литературы в дагестанских школах в условиях билингвизма; межпредметные связи на уроках русского языка (литературы); русский язык в условиях многоуровневой системы образования; русский язык как язык межнационального общения в многонациональной республике; русский язык и художественная переводная литература; роль, место и значение русского языка как языка обучения в дагестанской школе; проблемы и опыт формирования двуязычия; практическая направленность уроков русского языка в нерусской школе и другие.