Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Парнишка хлопнул себя по лбу и смущенно улыбнулся: морфемный анализ выполнил неточно. И только сейчас, на разборе заданий, понял, где допустил ошибку.
Региональный этап всероссийской школьной олимпиады в разгаре. Около десяти учебных дисциплин уже позади, впереди столько же. Каждой в стране отведен определенный день. В четверг была очередь русского языка. 64 школьника области заявлены на участие в олимпиаде по этому предмету.
- Почему русский? - спрашивала я у ребят, прибывших из городов и районов области, предварительно победивших в муниципальных этапах олимпиады.
В ответ они лишь пожимали плечами и улыбались. Причем многие признавались, что принимают участие и в других предметных олимпиадах - кто по литературе, кто по физике. Ну а что касается пользы от хорошего владения родным языком, то доводов на этот счет ребята привели немало. Грамотная правильная речь, разнообразный богатый словарный запас - все это помогает и в общении, и в работе. Это дает человеку возможность развиваться.
А вот Арсений Гаврицков, девятиклассник из Апатитов, признался, что есть у него просто внутренняя потребность говорить чисто и красиво.
- Почему же многие не испытывают такой потребности, не стыдятся своей неграмотности? - задаю школьникам вопрос. - Ведь если заглянуть на форумы и чаты Интернета, то даже страшновато становится: зачастую язык умышленно коверкается. Посетители этих говорилен иногда словно соревнуются в умении изуродовать родную речь. Хотя отчасти и понятно: так легче скрыть свои двойки по русскому.
- Это очень сложно - говорить красиво, грамотно, - ответили мне ребята. - Для этого надо учиться, тратить время и силы. Не каждый хочет так напрягаться, поэтому идет более легким путем.
Кстати, Максим Кронгауз, доктор филологических наук, профессор, директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, считает, что интернет-порча орфографии - это игры интеллектуалов, людей как раз грамотных. Но по вполне понятным причинам игры эти выгодны неграмотным. А последних, как известно, больше.
Итак, в прошедший четверг участники олимпиады по русскому расправлялись с олимпиадными заданиями, а в пятницу собрались, чтобы услышать от членов жюри оценку своих стараний. Я поприсутствовала на «разборе полетов» одиннадцатиклассников.
Члены жюри - методист информационно-методического кабинета из Североморска Ирина Брусницына и зав. кафедрой Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры Ольга Дмитриева проанализировали выполненные задания, указали на типичные ошибки. Говорили они и о том, что обычно мешает показать свои знания лицом, над чем в первую очередь надо работать.
Оказывается, над организационной культурой. Правильно оформить свой ответ, четко его обосновать - вот слабое место некоторых участников. В школах на это должны обращать внимание при подготовке ребят к олимпиадам.
Разбор заданий, занявший часа полтора, прошел на одном дыхании. Благодатная аудитория впитывала каждое слово. Еще бы! Разрешались все сомнения - правильно или неправильно ответил, мучившие со вчерашнего дня. И не только. Это была еще и возможность удостовериться, насколько усвоены нормы русского языка, его не менее сложные, чем в математике, правила и законы. С математикой сравнение пришло на ум невольно, когда члены жюри подчеркивали, что никакие рассуждения, к которым пытались прибегнуть некоторые участники олимпиады - порой целые сочинения писали, не заменят точных знаний.
По ходу объяснения сомнения разрешались. Кто-то расслабленно улыбался, откидываясь на спинку стула, получая подтверждение правильности своего ответа; кто-то с досадой бил себя по лбу - только сейчас дошло. Но ведь дошло! А значит, усвоен еще один урок.
В целом, как отметила комиссия, в олимпиаде по русскому языку было много сильных работ. Победителями же названы девятиклассница Александра Свинцова (гимназия № 1, Мончегорск), десятиклассница Анна Зуевская (школа № 266, ЗАТО Снежногорск), одиннадцатиклассница Ксения Мартиросова (гимназия № 1, Мурманск).