Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Сегодня в лицее № 66 состоится первое конкурсное испытание городского профессионального конкурса «Учитель года – 2010» – «Визитная карточка». Именно в этом учреждении образования работает преподаватель русского языка и литературы Валентина Павлова, ставшая обладателем городского и областного титула «Учитель года» в 2009 году.
Конкурс стартовал в минувшем декабре. Как сообщает сайт администрации областного центра, в нем принимают участие педагоги общеобразовательных учреждений №№ 5, 12, 21, 25, 40, 44, 47, 55, 59, 63, 68, 71, 72 и студенты 5 курса Липецкого государственного педагогического университета.
11 января в гимназии № 12 прошло заседание городского клуба «Учитель года», на котором присутствовали члены жюри и конкурсанты. С приветственным словом к претендентам на победу обратились победители конкурса «Учитель года» прошлых лет. Были обсуждены этапы состязаний, проведена жеребьёвка.
Конкурс проводится в 2 тура: в первом будет представлена «Визитная карточка» с опытом работы конкурсанта и учебным занятием по предмету; во втором – мастер-класс по предмету, классный час, дебаты.