Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Совет Федерации РФ: Необходимо сохранять русское языковое пространство
21.12.2009
Комитет Совета Федерации по делам СНГ 17 декабря провел заседание круглого стола на тему «Гуманитарное сотрудничество - важный фактор развития интеграционных процессов и укрепления позиций русского языка на пространстве Содружества Независимых Государств». Курировал заседание председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ Андрей Молчанов.
Открывая дискуссию, Молчанов отметил, что сохранение человеческих связей на постсоветском пространстве, духовной общности - важнейшая политическая задача. Одно из важнейших направлений решения данной задачи, по мнению сенатора, - «это сохранение языкового пространства».
«Распространение и сохранение русского языка на территории СНГ - ключевая миссия и стратегическая задача России», - считает глава Комитета Совета Федерации Молчанов.
«К сожалению, - признает сенатор, - в настоящее время во многих государствах на постсоветском пространстве происходит «выдавливание» русского языка из официальной сферы общения и из национальных систем образования и, как следствие, снижается его популярность.
Как отмечают в пресс-службе СФ, в работе заседания круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, руководители федеральных и региональных органов государственной власти. С докладами по различным аспектам гуманитарного сотрудничества выступили руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Фарит Мухаметшин, руководители профильных департаментов МИД России, исполнительный директор фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, представители науки и образования из Российской Федерации и стран СНГ.
«Участники заседания круглого стола обсудили проблемы вытеснения русского языка из общественно-политической и культурной жизни ряда государств - участников СНГ, меры по восстановлению и укреплению русского культурного и языкового пространства в странах Содружества, углублению гуманитарного сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ», - сообщили в пресс-службе Совета Федерации.
Глава Комитета СФ по образованию и науке Хусейн Чеченов обозначил несколько приоритетных путей сохранения русскоязычного пространства: всесторонняя поддержка и комплектация русских школ, командирование российских учителей для работы в странах СНГ, обмен студентами и практикантами. При этом он заметил, что в России учится только 3 процента иностранных студентов от общего числа, обучающихся за рубежом, а, например, в США - 23 процента.
Участники заседания также обсудили проблемы получения гражданами стран СНГ среднего и высшего образования на русском языке и возможных мерах со стороны России по удовлетворению этих потребностей, в том числе перспективы открытия русских школ за рубежом.