Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
14 декабря в Российском культурном центре в Тель-Авиве совместно с Министерством образования Израиля и Открытым университетом (Тель-Авив) были проведены курсы повышения квалификации для учителей-русистов израильских школ. В работе курсов приняли участие более 50 педагогов из Хайфы, Иерусалима, Эйлата, Ашкелона, Беэр-Шевы, Ашдода, Тель-Авива и других городов Израиля.
Открывая курсы, директор РКЦ профессор А.А. Крюков подчеркнул, что сохранение и развитие русского языка является приоритетной задачей деятельности представительства ФА Россотрудничество в Израиле, высоко оценил работу израильских преподавателей-русистов и заверил, что они всегда могут рассчитывать на помощь РКЦ в учебно-методической и научной работе.
Вниманию учителей был представлен аналитический отчёт председателя Совета по русскому языку при Министерстве образования Израиля доктора филологических наук Ю.М. Златопольского об итогах сдачи выпускниками израильских школ экзаменов на аттестат зрелости по русскому языку как иностранному в 2008-2009 учебном году.
С докладом, посвящённым современным методам преподавания русского языка как иностранного, выступила зав. учебно-методическим кабинетом русского языка РКЦ кандидат филологических наук Т.А. Яцюк. Также был проведён мастер-класс кандидатом педагогических наук И.Б. Розентулер, которая поделилась с коллегами своим опытом преподавания русского языка в израильской школе.
Педагоги посетили библиотеку РКЦ, учебно-методический кабинет русского языка и компьютерный класс, оснащённый новейшей аудио- и видеотехникой для эффективного проведения занятий.
В завершение программы дня состоялась презентация учебно-методических изданий из фонда кабинета русского языка и технических средств обучения РКЦ. Учителям были показаны учебные фильмы "Прогулки по Москве" и "Творческий путь А.С. Пушкина", а затем проведено практическое занятие-семинар по составлению методических разработок уроков с использованием материалов просмотренных фильмов.