Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
16 декабря во время i-СМИ — 2009 (она же 3-я профессиональная конференция интернет-СМИ) пройдет финал конкурса «Слово года», организованного сайтом imhonet и, увы, неосетенённым Центром творческого развития русского языка.
Проект «Слово года», по мнению imhonet’овского клуба «Слово» и его куратора Михаила Эпштейна, филолога, философа, профессора теории культуры университета Эмори (Атланта, США), должен выявить слова и выражения, которые символизируют уходящий год, являются его лицом и даже, быть может, нервом. Слова, подсмотренные в Сети или журналах, подслушанные по радио или «дуроскопу», сотворенные вами. Именно так: вами. До 15 декабря вы вольны проголосовать за уже выбранные слова-финалисты, заглянув на страничку конкурса. Ну а i-СМИ подведет итоги этого увлекательного занятия.
На «Слово и Выражение года» выдвинуты такие и впрямь знаковые кунштюки, как «новые бедные», «перезагрузка», «антикризисный», «обвал», «передел», «переформатирование, «свиной грипп», «государственнопредпринимательский», «ЕГЭ», «Медвепутия», «абитуриентский туризм», «борьба с коррупцией», «вторая волна кризиса», «газовая война», «голодообразующее предприятие», «крепкое кофе».
Чтобы копнуть конкурс поглубже, загляните, к примеру, сюда. Именно эти слова Михаил Эпштейн со товарищи посчитали главными в 2007-м. А вот тут представлены лексические «нервы» 2008-го.
Игра в «слова года» — изобретение не наше. Как вы помните, недавно редакция «Нового Оксфордского американского словаря» назвала своим словом года меткое и емкое «unfriend» («расфрендить», исключить из списка друзей по социальной сети). А в Японии самым знаковым посчитали «сэйкэн-ко тай», то есть смена правительства, смена власти (помните, какой фортель выкинули последние парламентские выборы в этой стране?).
Но это не все. На i-СМИ также будут названы слова-финалисты конкурсов «СЛОВОтворчество» (новые слова, обогащающие язык) и «СЛОВОсеть» (слова, связанные с Интернетом; проводится по инициативе РОЦИТ).
Вот лишь некоторые перлы из обеих номинаций: брехлАма (реклама, которая брехня и хлам), нанА-технологии (предвыборные подачки), нЕхоть (состояние, когда ничего не хочется), спасИбчивый (щедро раздающий «спасибы»), трепортёр (многопустословный репортёр) — это из «СЛОВОтворчества»; гУглик (единица известности в Интернете), нИчность (виртуальная личность), сетеЯз (сетевой жаргон), френдёж (механическое расширение списка друзей с целью поднятия рейтинга собственного ЖЖ), эля (электронная почта) — а это из «СЛОВОсети».
Чем актуальны эти конкурсы? «Бытует мнение, что язык как-то сам собой рождается в народной толще. Но это не так, — отмечает Михаил Эпштейн. — Слова «чертеж», «созвездие», «кислород», «промышленность», «чувствительность», «трогательный» придумали мыслители XVIII — Ломоносов, Карамзин...»
Напомним, что участие в конференции i-СМИ — 2009 бесплатное, но зарегистрироваться надо.