Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) может стать двухуровневым. Об этом на заседании Российской академии образования заявил ее вице-президент Виктор Болотов, сообщает "Время новостей". Если система госэкзамена будет реформирована, то "базовый" уровень будут сдавать все выпускники, а "продвинутый" - те, кто при старой системе поступления (до введения ЕГЭ) сдавал бы математику при поступлении в вуз.
Болотов объяснил необходимость реформы тем, что для выпускников гуманитарных школ и классов нынешний ЕГЭ по математике является слишком сложным, а для приема на инженерные и естественнонаучные специальности - недостаточно сложным. На первом уровне будут проверять "функциональную грамотность" ученика, а на втором - владение понятиями и способами рассуждений, которые нужны для учебы по негуманитарным направлениям.
Глава Рособрнадзора Любовь Глебова сообщила, что из ЕГЭ по математике уберут часть А, в которой надо ответ надо выбирать из предложенных вариантов. Было решено оставить только задания, в которых ответ надо искать самому, чтобы исключить элемент случайности. Вопрос об отмене тестов в ЕГЭ по русскому языку рассматривается. В частности, комиссия по госэкзамену при президенте РФ уже предложила заменить их диктантом, пишет Lenta.ru.
Кроме того, рассматривается возможность сделать и этот экзамен двухуровневым. По словам Болотова, на первом уровне можно было бы проверять владение государственным языком, а на втором - уровень филологической подготовки, необходимой для обучения на гуманитария. 15 декабря свой доклад по совершенствованию ЕГЭ должна представить президентская комиссия, сообщает "Время новостей".