Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Питерские гимназисты устроят состязания в знании русского языка и социальных проблем
12.11.2009
Первый тур деловой игры для старшеклассников «Русский язык: Я — профессионал!» стартует сегодня в северной столице. Об этом сообщает пресс-служба СПбГУ.
«Русский язык: Я — профессионал!» — разработанная на Факультете филологии и искусств СПбГУ обучающая коллективная деловая игра на основе современных веб-технологий. На сайте игры полностью смоделирована деятельность редакции издательского дома, где петербургские старшеклассники смогут на время стать журналистами — авторами, редакторами, дизайнерами. Участникам игры предстоит сформировать команды и, преодолевая различные препятствия и выполняя разнообразные задания, в сжатые сроки подготовить в специально созданной программной среде выпуск периодического издания на определенную тему. Победят те, чей тематический выпуск окажется лучше, — иначе говоря, те, кто лучше знает родной язык, кто точнее и ярче способен выразить свою мысль, кто глубже понимает суть актуальных социальных проблем, кто больше готов к коллективной работе.
Первый тур игры откроет сеанс видео-конференц-связи с участием шести петербургских гимназий, ученики которых будут соревноваться друг с другом в знании русского языка и социальных проблем общества.