Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Горсовет Севастополя активизирует работу по сохранению русского языка
05.11.2009
Севастопольский городской совет намерен активизировать работу по сохранению русского языка в Севастополе и держать этот вопрос в поле особого внимания. Об этом после окончания заседания президиума горсовета заявил журналистам председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов, комментируя подписанный им Общественный договор в области образования и науки, который теперь должны будут подписать Севастопольская городская государственная администрация и Управление образования и науки администрации.
"В договоре предусмотрены дополнительные обязанности сторон по соблюдению прав и защите русскоязычных граждан Севастополя. Я думаю, что администрация его подпишет", - отметил председатель горсовета. Руководитель высказал настороженность, в связи с тем, что "на недавней олимпиаде по русскому языку и литературе первое место заняли учащиеся из Волынской области, севастопольцы же оказались лишь на третьем месте, в то время когда администрация всё время доказывает, что с изучением русского языка в городе всё в порядке".
"Я отдаю должное учителям Волынской области за то, что они в Западной Украине так хорошо знают русский язык. Мы перед собой ставим задачу знать украинский, а нам, оказывается, необходимо заняться русским языком", - сказал Валерий Саратов. Председатель горсовета подчеркнул, что "мы не должны потерять родной язык, потому что это не только средство коммуникации, но и средство интеллекта".
Во время пленарного заседания горсовета 13 октября депутатский корпус решил подписать Общественный договор в области образования и науки с Севастопольской городской государственной администрацией и Управлением образования и науки администрации.
Документ предусматривает, что стороны обеспечивают в соответствии со своими законными полномочиями "права граждан на свободный выбор языка для получения всех видов образования на русском языке и языках национальных меньшинств", а также "финансирование за счет средств местного бюджета мероприятий, способствующих процессу изучения учебных дисциплин на русском языке и языках национальных меньшинств". В тот же день депутаты создали консультативный совет по вопросам языковых проблем при Севастопольском городском совете.
Кроме того, в своём решении "Об итогах проведения общественных слушаний "Говорим по-русски - учимся на русском" депутаты поручили председателю представительного органа Севастополя Валерию Саратову "внести предложения о создании исполнительного органа горсовета в сфере образования - отдела по вопросам образования городского совета и предусмотреть в бюджете на 2010 год средства на его функционирование".
Управлению же образования и науки администрации Севастополя поручено "обеспечить право проведения независимого внешнего тестирования для выпускников, желающих поступить в ВУЗы, на родном русском языке и комплектование школ учебниками на русском языке по всем предметам учебного плана".