Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Компьютерная лингводидактика - новое слово в преподавании языка
03.11.2009
Со 2 по 5 ноября в Ташкенте в Российском центре науки и культуры проводится Семинар по компьютерной лингводидактике. Он продолжает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации преподавателей русского языка вузов, колледжей и лицеев, использующих в своей работе последние достижения сферы информационно-коммуникационных технологий.
Организаторами мероприятия выступили Центр международного образования Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и Представительство Россотрудничества в Узбекистане.
Компьютерная лингводидактика сегодня одна из быстроразвивающихся областей методики преподавания языка. Являясь междисциплинарной областью знания, она тесно взаимодействует с информационными технологиями, прикладной и математической лингвистикой.
Вместе с учеными, преподавателями вузов, лицеев и колледжей Узбекистана в мероприятии принимают участие ведущие российские ученые-филологи. В их числе: О.Руденко-Моргун (доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Российского университета дружбы народов), В.Пахомов (кандидат филологических наук, координатор интернет-проекта «Грамота.Ру»), Т.Владимирова (доктор филологических наук, профессор Центра международного образования Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова) и другие.
По замыслу организаторов, мероприятие, проводимое в канун празднования в России Дня народного единства, призвано стать еще одним примером развития активного сотрудничества наших двух стан в гуманитарной сфере.