Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Русский Медвежонок» вновь прибудет на Ставрополье
03.11.2009
16 ноября объявлено единым днем проведения Международной игры-конкурса «Русский Медвежонок — языкознание для всех». Желание участвовать в соревновании изъявили уже более десяти тысяч ставропольских школьников.
Впервые в России конкурс был проведен в 2000 году, и с тех пор интерес к нему растёт лавинообразно: если в «Медвежонке-2000» участвовали шестьдесят четыре тысячи школьников, то в прошлом году — более двух миллионов ребят из России, Казахстана, Украины, Латвии, Молдовы, Кыргызстана, Узбекистана, Израиля, Дубая…
На Ставрополье «Русский Медвежонок» проводится с 2005 года и число ребят, желающих попробовать свои силы в языкознании, с каждым годом увеличивается. Такой массовый интерес к «Медвежонку» объясняют в ставропольском оргкомитете (созданном на базе Центра творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск»), в первую очередь, доступность игры. В конкурсе может принять участие любой ученик 2-11 классов вне зависимости от уровня его успеваемости. Среди заданий есть и совсем несложные, так что каждому участнику удается дать верный ответ хотя бы на несколько из них. Ведь главная задача игры — показать красоту и богатство русского языка, преодолеть впечатление о нём как формальном и скучном школьном предмете.
«Медвежонок» проводится прямо в школах в течение двух уроков. Привлекает и то, что конкурс относится к тестовому типу, то есть записывать решения не надо — достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа. И, наконец, сами задания весьма интересны, поскольку ориентированы не столько на механическое знание правил, сколько на логику, общую культуру, а порой, как говорят сами участники, — и на чувство юмора.
Например, одиннадцатиклассница Е. Семенова, уже не в первый раз будет играть в «Русского Медвежонка». Школьница признается: «Я, как и многие мои друзья, участвую в конкурсе не ради победы, получения баллов или призов. Интересна сама игра, ее оригинальные и увлекательные задания. В прошлом году мне запомнилось такое: «Есть печенья, нет… (А) печеньев; (Б) печений; (В) печеней; (Г) печень; (Д) печениев».