Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На протяжении двух лет в педагогическом университете действует Центр экологии русского языка, организованный студентами факультета русского языка и литературы отделения журналистики при поддержке доцента кафедры журналистики Сердобинцевой Е.Н. За это время Центр зарекомендовал себя как уникальное явление, призванное содействовать повышению уровню грамотности студентов вуза. Беседы, круглы столы, ток-шоу – какую только форму не выбирала инициативная группа ЦЭРЯ, чтобы заинтересовать своих сверстников с других факультетов, привлечь их внимание к актуальным проблемам языка. Популяризация бранной лексики, засилье иноязычных слов, распространение слэнга в молодёжной среде – эти и другие вопросы студенты ФРЯЛа рассматривали на своих занятиях. Интересная форма подачи материала содействовала тому, что все слушающие были вовлечены в живой диалог, что немаловажно для осознания рассматриваемой проблемы. Много положительных отзывов ребята слышали после занятий: им выражали благодарность за то, что они помогли хоть чуточку, но улучшить речь других людей. Работа ЦЭРЯ выходит за рамки ПГПУ, так как организаторы осознают, что в технических вузах проблема грамотности речи намного серьёзнее и масштабнее.
За своё двухлетнее существование Центр привлёк немало активной молодёжи, не желающей смириться с недоброжелательными изменениями в русском языке. На данном этапе добровольцы ЦЭРЯ активно разрабатывают новые занятия, которые, несомненно, пойдут на пользу всем пришедшем. Желаем Центру развивать и развиваться!!