Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Челябинской области составили рейтинг успеваемости школьников по русскому языку
26.10.2009
В Челябинском институте повышения квалификации работников образования составили рейтинг южноуральских территорий по успеваемости. Основой для рейтинга стали результаты единого госэкзамена по русскому языку. Традиционно в лидерах по успеваемости числятся закрытые южноуральские города и Челябинск.
Как передает корреспондент «Нового Региона», в пятерку рейтинга по абсолютной успеваемости вошли Ленинский и Центральный районы Челябинска, а также Варненский, Еткульский и Красноармейский районы. Магнитогорск занял 21-ое место, Златоуст – на 16-ом, Миасс – на 26-ом. В тройке отстающих – Карталинский, Каслинский и Брединский районы.
Что касается качественной успеваемости, соответствующий рейтинг возглавили Снежинск, Центральный район Челябинска, Южноуральск, Озерск и Трехгорный. Миасс занимает 7-ое место, Златоуст и Магнитогорск – 15-ое и 21-ое соответственно. В аутсайдерах числятся Агаповский, Карталинский районы и поселок Локомотивный.
Так, например, почти 36,5% снежинских выпускников получили за ЕГЭ по русскому языку оценку «пять», более половины – «четыре». Самые низкие результат ЕГЭ показали ученики Карталинского, Агаповского районов, а также поселка Локомотивный. Например, в последнем не было ни одной «пятерки», а в Агаповском и Карталинском районе русский язык на «отлично» написали только чуть более 6%. При этом половина выпускников данных районов сдала ЕГЭ по данному предмету на уровне «тройки».
Среди районов Челябинска хуже всего с экзаменом справились выпускники Калининского района: только чуть больше 21% получили баллы, соответствующие «пятерке». По абсолютной успеваемости среди всех районов Челябинска на последнем месте оказался Курчатовский. Лучшие результаты у Центрального района – здесь 100% учащихся справились с экзаменом, показатель качественной успеваемости составил почти 86%. К слову, на «отлично» русский язык в Центральном районе написали более 34%, на «4» – более половины учащихся.