Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Пекине прошла Международная олимпиада «Грамотный русский язык»
14.10.2009
12 октября в Пекине среди студентов-русистов китайской столицы состоялась международная олимпиада «Грамотный русский язык», приуроченная к закрытию серии мероприятий в рамках «Года русского языка» в Китае. Организаторами Олимпиады стали Фонд «Русский мир» России, Центр русского языка Пекинского университета иностранных языков, «Ломоносовская школа» Москвы и другие учреждения.
В интеллектуальном соревновании участвовало 90 студентов из 7 университетов Пекина, в том числе Пекинский педагогический университет, Народный университет Китая, Пекинский университет иностранных языков, Столичный педагогический университет, Второй Пекинский институт иностранных языков, Пекинский университет внешне-экономических связей и внешней торговли, Университет национальностей Китая. Программа Олимпиады «Грамотный русский язык-2009» состояла из двух номинаций: устная и письменная речь. Новшество данного мероприятия, оличающее его от предыдущих состязаний, заключается в том, что в ходе Олимпиады проверяется не только уровень знания и владения языком, но и в значительной степени учитывается то, насколько легко и свободно может применять и использовать русский язык участник конкурса в условиях реальной ситуации.
После ожесточенного соперничества в номинации «устная речь» Олимпиады первое место занял Е Сяо'и из Пекинского университета иностранных языков, Чжан Шиюй из Пекинского педагогического университета и Чжоу Ян из Пекинского университета иностранных языков заняли первое место в номинации «письменная речь» в группе младших курсов и группе старших курсов соответственно.
В церемонии награждения победителей приняли участие исполнительный председатель фонда «Русский мир» В. А. Никонов, региональный директор фонда «Русский мир» стран Азии и Африки Г. Д. Толорая, заместитель ректора Пекинского университета иностранных языков Цзян Сюйфань, директор Института русского языка Пекинского университета иностранных языков Ши Тецян, директор Центра русского языка Пекинского университета иностранных языков Ли Иннань и другие.
Как стало известно, три победителя, которые заняли первые места, будут приглашены совершить поездку в Москву.