Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Южной Осетии и Абхазии пройдут недели русского языка
14.09.2009
В конце сентября - начале октября Центр международного образования МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Федерального агентства по образованию проводит недели русского языка, российского образования и культуры в Южной Осетии и Абхазии. Данный проект входит в федеральную целевую программу «Русский язык 2006-2010». В рамках недель пройдет целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление позиций русского языка, повышение его роли как средства межнационального общения, политической, экономической и культурной интеграции, сообщает портал Грамота.ру.
Абхазские и осетинские преподаватели русского языка и литературы из общеобразовательных учреждений различных уровней проявили большую заинтересованность в научно-практическом семинаре, который проведут для них российские коллеги. В программе семинара - лекции, посвященные актуальным процессам в современном русском языке и в литературе, демонстрация практических приемов работы с учебным и художественным текстом. Отдельная тема, волнующая слушателей семинара, - реформы в сфере выпускных и вступительных экзаменов.
На протяжении недель будет функционировать выставка учебно-методической литературы, на которой будут представлены издания, полезные как школьным, так и вузовским преподавателям.