Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Пройдет встреча с лауреатами Международного Пушкинского конкурса
08.09.2009
В январе 2009 года был объявлен очередной VIII Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка стран СНГ и Балтии.
Организаторами конкурса по традиции являются правительство Москвы, "Российская газета" при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации. Конкурс был учрежден в 2000 году с целью поддержки и поощрения самых энергичных и талантливых педагогов-русистов. Лауреатами конкурса ежегодно становятся 50 авторов лучших эссе на заданную тему, которые направляют свои работы непосредственно в Москву. Победителей определяет компетентное жюри.
18 преподавателей русского языка учебных заведений Узбекистана приняли участие в конкурсе. Лауреатами Пушкинского конкурса стали 4 преподавателя: Бариева Ление Кадировна, г. Ангрен, школа № 14; Бекчанова Тамара Ачиловна, с. Чаткупыр Ургечский район, школа № 9; Ермолаева Людмила Оразовна, г. Ургенч, школа № 28; Сейдаметова Зоре Нигатовна, г. Наманган, школа № 49.
Лауреаты пушкинского конкурса приглашены с 4 по 8 сентября в Москву на торжественную церемонию награждения, по традиции проводимую в Белом зале мэрии г. Москвы. Все лауреаты примут участие в праздновании Дня города. Для них будет организована большая культурная программа.
9 сентября в Российском центре науки и культуры в Ташкенте состоится встреча с лауреатами Пушкинского конкурса, которые вернулись из Москвы.
Поездка преподавателей в Москву была организована Посольством Российской Федерации в Республике Узбекистан и представительством Россотрудничества.