Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Медведев приехал поздравить с 1 сентября учеников инклюзивной школы в Замоскворечье
01.09.2009
В День знаний президент России Дмитрий Медведев приехал в среднюю общеобразовательную школу №518, чтобы поздравить учеников и педагогов с праздником. Эта школа на территории района "Замоскворечье" в центре Москвы была выбрана не случайно - это так называемое инклюзивное образовательное учреждение, в котором обучаются обычные школьники и дети с ограниченными возможностями.
Школа 518 участвует в эксперименте по развитию инклюзивного образования, который в дальнейшем планируется создать в каждом районе Москвы, причем это будет касаться не только школ, но и детских садов, центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Школа 518 на Садовнической набережной, д 37 построена в 1933-1934 годах по проекту русского архитектора Ивана Звездина. В школе работают 45 педагогов, высшую квалификационную категорию имеют 15 учителей, первую - 12. По программе инклюзивного образования здесь работает каждый второй учитель, два сотрудника имеют инвалидность, один передвигается на инвалидной коляске. В инклюзивное пространство включено пять параллелей классов, в которых будут обучаться 17 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это такие нарушения как аутистические проявления, синдром дефицита внимания, задержка психического развития, слабое зрение, эпилепсия, детский церебральный паралич.
После реконструкции школа была оборудована пандусами, здесь также есть специальный подъемник с 1 по 4 этаж, специально оборудованы уборные комнаты, спортзал, творческая мастерская и зоны отдыха. Победа школы в прошлом году в приоритетном национальном проекте "Образование" дала возможность создать переносной компьютерный класс для учащихся начальной школы.
Среди других достижений этой школы - хорошая организация подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Так, ученику 11 класса Вячеславу Цою удалось набрать 100 баллов по русскому языку.
При инклюзивном образовании признается ценность различий всех детей и их способность к обучению. Система подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему, утверждают педагоги. Инклюзия предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования создать им для этого соответствующие условия. При инклюзии часто используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаться с помощником или самостоятельно, при необходимости по индивидуальному учебному плану.
"Мы обязаны создать для инвалидов нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников, в том числе и в обычных общеобразовательных школах, - заявил Медведев, выступая на заседании Совета по делам инвалидов в апреле этого года. - Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу".