Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Насколько могуч и разнообразен русский язык, можно понять, не только читая Лескова с Чеховым. Испокон века замечательно сочный язык отличал представителей российских спецслужб, полицию и жандармов.
Унтер Михаил Назаркин – это не книжный унтер Пришибеев. Это унтер-офицер дополнительного штата Симбирского губернского жандармского управления в Карсунском уезде. В очень неспокойную, опасную пору 1-й русской революции он снабжал руководство Управления своими донесениями о происшествиях на вверенной его попечению территории. И делал это, как мне кажется, вполне оригинально по стилю:
“Доношу Вашему Высокоблагородию, что до сведения моего дошло, что 25 Декабря 1906 года около 9 часов вечера в селе Судосеве крестьянин того-же села Семен Телятников взашел в винную лавку и попросил от сидельца Григория Слядина без денег три бутылки водки говоря, что если сиделец ему не даст водки, то ночью Казенку ограбят, Слядин просимую водку ему выдал и Телятников отправился, но через малое время вернулся обратно и у казенки одно окно разбил, тогда Слядин выстрелил в него из револьвера, ранив его в бедро, откуда и Телятникова отправили в больницу”.
“Доношу Вашему Высокоблагородию, что крестьяне сельца Станичное Карсунского уезда у помещика Языкова рубили лес. 18-го сего Февраля пристав 3 стана совместно стражниками ездил отбирать у этих крестьян ворованный лес, причем мужики все вооружились кто чем мог, вилами топорами и пошли на стражников, последние произвели один выстрел вверх, тогда мужики все дружно бросились на них, стражники ускакали. 20 сего Февраля в сельцо Станичное была выслана команда солдат, и при помощи которых приставу удалось арестовать главных виновных, шесть человек. При этом присовокупляю Вам, что заранее об этом донести я не мог, так как с 17-го и по 22 сего Февраля находился в поездке по вверенному мне уезду совместно с Его Высокоблагородием Ротмистром Любимовом”.
“Доношу Вашему Высокоблагородию, что в Карсунском уезде произвол мужиков доходит до без конечности, крестьяне села Большие Березняки, дер. Мамыровой и Теятины по ночам усиленно рубют казенный и помещичый леса, и хотя полицией принимаются против них энергичные меры, но всетаки остаются безрезультатов”.
“Доношу Вашему Высокоблагородию, что в бытность мою в селе Большие Березняки лично человека четыре заявили о том, на берегу реки Суры к деревни Николаевки на дорогу проходящим людям начали выходить по одиночке и по два какие-то неизвестные проходимцы, каждый раз в масках, просют они продать им хлеб, и по получении ответа “хлеба собой нет” уходют обратно в лес”.
“Доношу Вашему Высокоблагородию, что удивительно чины медицинского персонала ведут какую образ жизни, недавно в Карсунском уезде произошел нижеследующий инциндент: в селе Старозиновьевке местная крестьянка Екатерина Лизунова сошла с ума, и за неимением Старозиновьевской земской больнице помещений для умалишонных решили её отправить на излечение в Симбирск, конечно через Корсун. 6-го сего Августа местный фельдшер Денешин повъез Лизуновой на земских лошадях, кучер Вешкаймского пункта такой же выпивала какой и фельдшер Денешин дорогой они останавливались каждой деревне пить водку и на конец в лесу около станции Вешкаймы лошадей привязали об дерево а сами присели на лужок допивать последнюю водку, напившись до зела, уснули мертвым сном, а душевнобольная женщина Лизунова отправилась неизвестно куда, оба верные служаки проснулись уже около них не было никого, по слухам не долго поискали и отправились на свои места служении. 11-го сего Августа эту женщину Лизунову нашли около станции Вешкаймы уже без признаков жизни и совершенно нагишом”.
Что ж, жизнь занятна настолько, насколько занятно описана.