Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
29 сентября в Челябинске начнется всероссийский фестиваль «Два века с Гоголем».
Автор популярных телепроектов Леонид Парфенов, приурочивший к юбилею Николая Васильевича фильм «Птица-Гоголь», назвал его «самым модным классиком», пояснив, что его фантасмагория, странность, сдвинутая реальность по-настоящему были оценены только в XX веке. Потому его произведения так востребованы и у читателей, и в кино, и на театральной сцене. Подтверждение тому – новый всероссийский фестиваль профессиональных театров «Два века с Гоголем».
В этом месте – отступление для слов гордости. Грант на проведение беспрецедентной акции (первой на территории Российской Федерации) выиграло Челябинское концертное объединение (ЧКО). Если и были попытки филармонических объединений прикоснуться к театральной сфере, они чаще всего оборачивались набором поверхностных антреприз.
Театральный проект для ЧКО – новая форма существования и, стоит отметить, весьма сложная для осуществления. Но организаторы (помощь им оказали Министерство культуры РФ, правительство области и областное министерство культуры) подготовились достойно. Им удалось сформировать необычайно интересную и разнообразную афишу фестиваля.
Программа «Два века с Гоголем», которую ЧКО представит с 29 сентября по 4 октября, собрана из качественной продукции, ее «производители» – брендовые российские театры.
Каждый из фестивальных спектаклей уже причислен к разряду незаурядных событий культурной жизни страны. Перечислим их: «Записки сумасшедшего» театра кукол из Ижевска, «Башмачкин» Екатеринбургского театра кукол, «Старосветская любовь» новосибирского академического молодежного театра «Глобус», «Вечера на хуторе близ Диканьки» молодежного театра «Ангажемент» имени В.С. Загоруйко из Тюмени, «Женитьба» екатеринбургского «Коляда-театра». Наш город представит «Женитьбу» Челябинского театра юного зрителя и «Игроки» Челябинского камерного театра. А под занавес фестиваля выступит народный артист России Александр Филиппенко. Звезда театра и кино, обожаемый зрителями еще и как незаурядный чтец, покажет моноспектакль «В поисках живой души» по заключительным главам «Мертвых душ».
- Выиграв грант, мы получили достаточно серьезные финансовые ресурсы из федерального бюджета, – говорит директор ЧКО Алексей Пелымский. – Благодаря этому можем продавать билеты по демократичной цене от 100 до 250 рублей. Понимая, что для гостей, актеров и режиссеров, фестиваль – это способ профессионального общения, для них приготовили развлекательную программу. Скучать никому не придется.
Фестиваль пройдет не на конкурсной основе, но дипломы и награды ждут всех участников. Так что и жюри все-таки будет. Это весьма компетентные в театральной сфере люди из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, в их числе челябинский театральный критик Владимир Спешков. Вот что он сказал о предстоящем событии:
- Нынче это единственный в нашей области театральный фестиваль. Увы, многолетние осенние традиции нарушены. Так, вопреки ожиданиям, не состоятся в Челябинске областной фестиваль «Сцена» и международный фестиваль театров кукол «Соломенный жаворонок», а театралы Магнитогорска так и не дождутся фестиваля «Театр без границ», а Верхнего Уфалея – фестиваля «Новый взгляд». Причиной отмены фестивалей культурные власти области называют финансовый кризис. Но я побывал этим летом на нескольких фестивалях в соседних уральских регионах, там средства нашли. Что ж, давайте радоваться тому что есть. И поблагодарим ЧКО за вдохновляющую инициативу. Добавлю, что у фестиваля будет два героя: Гоголь и его тезка Николай Коляда, наш знаменитый сосед из Екатеринбурга. В мире театра – крупная фигура со своей театральной школой. На фестивале он предстанет в разных ипостасях: как автор инсценировок по гоголевской прозе, как режиссер, как воспитатель молодых драматургов. И к тому же как «наследник» гоголевского пристрастия к мистике и его особого отношения с русским языком (они оба обогатили его неологизмами). К тому же Коляда – замечательный собеседник. Если организаторы в рамках фестиваля устроят для челябинцев творческую встречу с ним, они сделают театралам большой подарок.