Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Как известно, старорусский язык являлся государственным в Великом княжестве Литовском и в княжестве Молдова, и сегодня миллионы русских проживают на своей исконной земле в Словакии, Румынии, и, особенно, Польше. Под русскими имею в виду православных по происхождению великороссов, украинцев всех диалектов, белорусов и русинов (лемков), сохранивших до сегодняшнего дня в той или иной степени свой язык и самосознание. Регион польской Белостокщины является крупнейшей этнической русской территорией за пределами границ СССР. Я понимаю, что такая постановка вопроса навлечёт на меня громы и молнии польских историков, политиков и чиновников.
Мне могут предъявить официальные данные польских переписей:
На Белостокщине проживает столько-то поляков, и столько-то белорусов, русских. Вот видите, почти все записались поляками!
Мы знаем, чего стоят переписи. Во времена СССР большинство одесских евреев числились русскими и украинцами. Исторические таджикские города Бухара и Самарканд, согласно переписям, «оказались» сплошь населённые узбеками, в результате чего таджикских детей на протяжении нескольких поколений с упорством маньяков загоняли в узбекские школы, где они только на переменах говорили между собой на родном, таджикском. Цыгане вообще почти не фигурировали в официальной советской статистике. Моя бабушка, выросшая в Грузии, но уехавшая оттуда, числилась русской, а её родная сестра, оставшаяся там, стала считаться грузинкой.
И это при том, что в многонациональном СССР к определению национальности относились достаточно либерально и сильное давление, как правило, не оказывалось. Но Польше всё было совершенно иначе и раньше, и сейчас. В гродненском облисполкоме, где я недавно брал информацию, меня проинформировали про притеснение белорусов: «В Польше увольняют с работы по национальному признаку, настаивают, чтобы в переписях населения писал «поляк», а не «белорус».
Соотношение прихожан соответственно в православных церквях и католических храмах Польши значительно лучше, чем лукавые переписи, даёт представление о реальной демографической ситуации в том или ином регионе.
Немного истории. Вскоре после завоевания татарами восточных русских княжеств, Великое княжество Литовское объединило всю оставшуюся часть Руси. В своё время оно рассматривалось многими современниками как «собиратель земли русской», однако история распорядилась иначе, и оно начало постепенно сближаться со своим западным соседом, Королевством Польским. В результате Люблинской унии 1569 года оба государства объединились в федерацию – Ржечь Посполитую. Королевство Польша постепенно подминало под себя союзника, вводя там свои порядки и силой насаждая католицизм, что зачастую сопровождалось зверствами. Тем не менее, Великое княжество Литовское до 1696 года сохраняло свой государственный язык – старобелорусский, а собственная государственная администрация, войско, финансы, законодательство и таможенная система существовали там вплоть до 1766 года, то есть они были ликвидированы всего за шесть лет до первого раздела Ржечи Посполитой.
Различие в трактовке истории официальными польскими историками и непризнанными прорусскими историками - гражданами Польши, заключается в следующем. Первые показывают исторические карты:
- Существовала Великая Польша от моря до моря.
Вторые парируют:
- Польша заканчивается регионом исконного проживания поляков, и не более того. К Чёрному морю выходило наше, русское государство – Великое княжество Литовское, а отнюдь не Польша. Нас, православных, то есть русских, украинцев и белорусов, поляки захватили и поработили, наши земли были колонией.
Именно такую трактовку истории мне довелось услышать в Польше.
В конце XVIII века Ржечь Посполитая была разделена между соседними государствами – Пруссией, Австрией и Россией, окончательно в 1795 году. В России территория расселения поляков, к которым в приграничных территориях произвольно приписали принявших католицизм украинцев и белорусов, являлась автономией в рамках Российской империи и называлась «Царство Польское». Необходимо отметить, что в дореволюционной России национальность определялась по вероисповеданию, а не по языку, и это определение, то ли по традиции, то ли по лукавому умыслу используется и сегодня в Польше, Литве и Белоруссии, что вызывает подмену понятий и путаницу.
Хочу подчеркнуть, что регион Белостока не входил в состав автономного Царства Польского, а являлся русской территорией, напрямую управляемой из Москвы.
Польша, пользуясь временной слабостью большевиков, захватила в 1918-21 годах территорию далеко за пределами этнографической границы проживания польского населения. В связи с этим даже согласно фальсифицированной официальной статистике, 30% граждан довоенной Польши поляками не являлись.
На оккупированных территориях Польша начала внедрять свои порядки и насильственно насаждать католицизм. В 1921 году в Варшаве была взорвана крупнейшая православная святыня – построенный перед войной собор Александра Невского (строился 16 лет), шедевр великого российского архитектора Леонтия Бенуа, о котором напоминают дома и дворцы Петербурга и Москвы. Сразу разрушить его не удалось, так как здание строилось на века, и к делу были привлечены силезские горняки. Грудами битого камня выложили полукилометровый участок бульвара над Вислой в районе моста Понятовского.
Только в Люблинском воеводстве (области) в 1918 – 1938 годах было разрушено 119 православных церквей, а в 1918 – 1933 годах 141 православная святыня была переделана на римско-католические костёлы.
Промышленные объекты создавались в этнических польских регионах, а оккупированные русские территории на востоке страны являлись аграрным придатком, этот регион стал беднее, чем он был при царе. Там начались стихийные волнения и восстания, которые с переменным успехом стремились возглавить как подпольные структуры Компартии, так и украинские националисты. Польские оккупационные власти отвечали террором.
В 1939 году Польша потерпела молниеносное поражение в войне с Германией, а пропагандистский миф о могучей и непобедимой польской армии рассеялся как дым. По договорённости с немцами, СССР ввёл войска на земли, которые приблизительно соответствовали этнографической границе расселения русских, и к СССР были присоединены русские города Перемысль, Холмск и Белосток, находящиеся ныне на территории Польши.
Сразу после вступления Советской Армии в 1939 году на территорию Западной Украины и Белоруссии и Прибалтики, население встретило её радостно. Кадры видеохроники, где толпа восторженно целует броню советских танков, и сегодня шокируют польских историков. Впрочем, медовый месяц по поводу присоединения этих земель длился там недолго, но это уже совсем другая история.
Тот факт, что часть территории Западной Украины и Западной Белоруссии, включая регионы Перемысля, Холмска и Белостока, в 1944 году была обратно отданы под польскую оккупацию, замалчивался в официальной советской истории, о причинах этого открыто не говорились ни при Сталине, ни при Хрущёве, ни при Брежневе, ни при Горбачёве, ни сейчас.
История оккупированной поляками части Западной Украины печальна. Поляки, мстя за террор, который развязали в 1943-44 годах бандеровцы на Волыни, под давлением католического духовенства, которое решило руками новой «народно-демократической» власти окончательно расправиться с православием, организовали, начиная с 1944 года, ответный террор и депортацию. Жертвами стали те, кто на освобождённой советской армией территории Западной Украины, отданной обратно под польскую оккупацию, числился православным по метрике. Граница не сразу была полностью перекрыта, и депортированные сотнями тысяч тайными тропами бежали обратно из СССР в Польшу, в свой родной край. Они брали оружие и уходили в партизаны воевать против поляков, массово вступая в бандеровские банды.
Из разговоров с нашими соотечественниками в этих краях у меня сложилась собственная точка зрения на бандеровцев и украинский национализм. Полагаю, что они сумели в своё время набрать определённое влияние главным образом из-за польских зверств и насильственных депортаций непольского населения на территорию СССР. Если бы вся территория с населёнием, говорящим на украинском диалекте русского языка осталась бы в составе СССР, то не было бы ни послевоенных бандеровских банд в том количестве, ни сегодняшнего украинского национализма в нынешнем его качестве.
Однако на Белостокщине коренное русское, или белорусское, если угодно, население осталось. Оно сегодня ощущает себя единым братством, которому нужно противостоять напору поляков – католиков и крепко держаться друг за друга. Проповеди в церквях идут на чистом русском языке, правда, с лёгким акцентом.
После войны, колониальная экономическая политика довоенной Польши сменилась было при коммунистах индустриализацией и относительным подъёмом, однако пресловутая «шоковая терапия» 1989 года и последующие «реформы» снова превратили русскую Белостощину в самый бедный регион Польши – этот факт официально признаётся польской статистикой.
Хочу подчеркнуть и тот факт, что в Белостоке и других городах Польши существует и своя русская интеллигенция, которая отстаивает в Польше своё национальное самосознание и русскую трактовку истории этой страны, в том числе военной и послевоенной. Мне, в частности, рассказывали:
Конец войны, польские партизаны из состава Армии Крайовы воюют против немцев на Белостокщине. Им понадобилось переехать из одного района в другой и для этого понадобились телеги с лошадями. Поляки «реквизировали» их в белорусском селе и затем, чтобы крестьяне не «заложили» их немцам, всех, кто проживал в этом селе, поголовно перебили. Православные белорусы людьми не считались. Сегодня, в эпоху вроде как бы демократии, мы не можем писать открыто об этом и других подобных событиях. Католическое духовенство, обладающее сегодня в Польше огромной властью, предупредило нас: «Вы можете документально точно доказать этот эпизод на суде? Если нет, то в случае публикации вы получите от нас судебный иск об «оскорблении чести и достоинства».
Символом русского единения в Польше является ежегодное православное паломничество к святой горе Грабарка 19 августа, в канун праздника Преображения господня. Море автобусов, автомашин, палаток, - всё это произвело на меня сильное впечатление. Каждый год сюда приезжает от 60 до 100 тысяч человек. Паломничество совершалось в Польше и при коммунистах, но тогда людей было меньше, и они не были так хорошо организованы.
Вокруг горы устанавливается множество импровизированных коммерческих лотков. Меня особенно поразил огромный ассортимент продаваемых русских книг, аудиодисков и фильмов, причём не только православного содержания. В этой просветительской сфере велика роль православной церкви Белоруссии, которая каждый год специально к этому дню перегоняет через границу несколько автобусов и грузовиков с русской печатной, аудио- и видео- продукцией, напрямую распродаваемой белорусскими монахинями. Спрос огромен, покупателей – море.
Все ли приехавшие сюда - верующие? Пообщавшись с паломниками, я полагаю, что многие из них воспринимают паломничество на Грабарку не только как религиозный ритуал, но и как акт культурного единения русского народа в Польше. Можно говорить о том, что каждый год 19 августа является как бы русским «Днем несогласных» в Польше.
О политике России в отношении Белостокщины и других русских регионов дальнего зарубежья. Она должна строиться по примеру Венгрии по отношению к венгерскому населению румынской Трансильвании.
Русский язык должен приносить все блага тем, кто его знает. Многомиллиардные российские инвестиции должны вкладываться в разорённую польской оккупацией нищую Белостокщину, а не чёрт знает куда, как сегодня. При обслуживании системы транспортировки и распределения российского газа в Польше, преимущество в трудоустройстве должны получить тамошние русские, аналогично и на других «лакомых кусках» польско-российского сотрудничества. На этих и других предприятиях с российским капиталом в Белостокщине русский язык должен использоваться и для общения, и для ведения документации, а тамошние русские должны иметь возможность получать первоклассное высшее образование в России по квоте. Самые талантливые из них должны вернуться назад руководителями российских предприятий Белостокщины, или иметь возможность занимать в Москве руководящие правительственные и хозяйственные должности. Тогда не поляки будут по традиции рассматривать «своих» русских как «быдло», а наоборот.
Вся эта схема полностью соответствует международным нормам, ничего нового тут изобретать не придётся. Русскому народу не нужно границ, которые бы изолировали друг от друга его исконные земли. Новая стена, которой обносит себя Европейский Союз, должна быть снесена, как и стена Берлинская, во всех смыслах слова, и ей место на свалке истории.