Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Общественная организация «Тверской областной центр русского языка и культуры», созданная на базе Центра русского языка и культуры государственного университета, победила в конкурсе Комитета внутренней политики Тверской области и получила грант на реализацию своей целевой социальной программы. Она направлена на поддержку национальных культур народов, проживающих в регионе.
В реализации проекта «Общечеловеческие ценности в национальных литературах» примут участие преподаватели филологического факультета ТвГУ. Запланированы подготовка и проведение в вузах и колледжах лекций о произведениях современных украинских, башкирских, белорусских, татарских, грузинских, азербайджанских, эстонских, армянских, финских и чеченских писателей. По материалам лекций будет издан сборник.
Основой для разработки проекта стал анализ опросов тверской молодежи. По его итогам, 73 процента молодых людей Твери считают, что литературу других народов изучать нужно, так как незнание других культур и традиций может вызвать ксенофобию, экстремизм, межнациональную вражду, сообщает TverNews.