Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Душанбе состоялось заседание Совета по культурному сотрудничеству стран СНГ
12.08.2009
Главной темой заседания стало укрепление духовных связей и взаимное обогащение народов в сфере искусства.
На форум приехали делегации из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Молдовы и России. Отдельное внимание уделили библиотечному вопросу, а конкретно - поддержке русского языка за рубежом и созданию единого информационного пространства в сфере науки и образования.
Говорили и о достигнутом: за последний год в библиотеках Содружества открылись виртуальные читальные залы и центры русской книги. В ходе заседания обсуждался и план сотрудничества на будущий год.
«Мы обсудили вопросы культурного взаимодействия, законодательства в этой области, а также проблемы культурного наследия», - сказал заместитель министра культуры и информации Казахстана Аскар Бурибаев.
«Мы воспитывались по одной системе, а сегодня продолжаем тесное сотрудничество», - отметила ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Галина Маяровская.