Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Результаты первой волны ЕГЭ продолжают изменяться даже после окончания экзаменов. Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова (на фото) сообщила вчера на пресс-конференции, что большинство школьников, пересдавших заваленный ЕГЭ по русскому языку, смогли набрать необходимый для получения аттестата минимум баллов.
Она напомнила, что ранее с экзаменом по русскому языку не справились 6% школьников. «В итоге 25 тыс. человек решили пересдать экзамен по русскому в резервный день — 17 июня, — сказала Глебова. — 21 355 школьников справились с этой задачей». Глава Рособрнадзора добавила, что сейчас обрабатываются результаты пересдачи ЕГЭ по математике (экзамен провалили 6,8% ребят). Окончательные цифры будут известны 25—26 июня. Напомним, что право на пересдачу имели школьники, которые смогли сдать второй обязательный предмет.
Изменить свои оценки в лучшую сторону удалось еще примерно 8 тыс. выпускников, которые подали апелляции на полученные результаты. «По итогам ЕГЭ было подано 42 025 апелляций, из них было удовлетворено 8048», — сказала глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Она признала, что жалоб могло бы оказаться значительно больше в случае, если бы все ученики знали о таком праве.
В итоге примерно 2,2% участников единого госэкзамена в этом году не смогли сдать оба обязательных экзамена — русский язык и математику. Они не получат аттестат о среднем образовании: вместо него им выдадут всего лишь справку.
«Абсолютно очевидна объективная картина уровня знаний, — подчеркнула Глебова. — У этих ребят имеются все возможности для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования на базе девяти классов».
По данным Рособрнадзора, около 900 тыс. из сдававших ЕГЭ получили возможность поступать в вузы и средние специальные учебные заведения. При этом экзамен в общей сложности сдавали 994 669 человек, из которых 930 тыс. — выпускники текущего года.
С 7 по 17 июля в России пройдет вторая волна ЕГЭ. Экзамены будут сдавать выпускники школ прошлых лет, а также те, кто по уважительной причине не участвовал в проведении единого государственного экзамена в основные сроки или не справился с одним из двух обязательных испытаний.
Те, кто уже разделался с ЕГЭ, могут смело подавать заявления в вузы: прием документов ведется до 25 июля. При этом правом назначать собственные дополнительные испытания помимо ЕГЭ в этом году обладают только 24 вуза, перечень которых определен постановлением правительства, а также те высшие учебные заведения, в которых ведется подготовка по специальностям творческой и профессиональной направленности.