Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Минобразования: в Севастополе не будут преподавать на русском языке
21.05.2009
Учебно-воспитательный процесс в детсадах, школах, внешкольных учреждениях, ПТУ и вузах Севастополя и в дальнейшем будет осуществляться согласно утвержденных Министерством образования и науки Украины учебных планов и программ, прокомментировала пресс-служба минобразования обращение горсовета Севастополя к депутатам Верховной Рады, омбудсмену и министерству образования и науки по поводу введения в действие приказа минобразования N461, которым утверждена программа улучшения изучения украинского языка в школах с обучением на языке национальных меньшинств.
"Министерство образования и науки Украины подчеркивает, что какие-либо решения местных органов исполнительной власти и местного самоуправления относительно ограничения конституционных прав граждан Украины на получение образования на государственном языке являются неправомерными и не подлежат исполнению", - говорится в сообщении ведомства.
В министерстве напомнили, что в Украине меньше всего школ с украинским языком преподавания в Крыму - всего 7, а в Севастополе - одна. При этом, в Севастополе на сегодняшний день потребность в обучении детей на украинском языке составляет около 6%, в то время как школ и классов, предоставляющих такую возможность, имеется всего лишь 3%.
В сельской местности Крымского полуострова вообще нет ни одной школы с украинским языком обучения. Для сравнения: в Донецкой области 340 школ с украинским языком преподавания и 188 - с обучением на русском языке.
"Общественность Крыма неоднократно обращалась в министерство относительно увеличения количества школ с украинским языком преподавания", - отмечают в министерстве.
Приказом министерства образования и науки Украины N461 утверждена Программа улучшения изучения украинского языка в общеобразовательных учебных заведениях с обучением на языках национальных меньшинств на 2008-2011 годы. Эта программа предусматривает увеличение количества часов на изучение украинского языка в 2-4 классах на 1 час в неделю и введение двуязычного обучения некоторых дисциплин в разных классах, начиная с 5-го.
Как сообщалось, горсовет Севастополя намерен ввести в школах обучение на русском языке, с обязательным изучением государственного - украинского языка.
В соответствии с решением, принятым 19 мая, горсовет обязал Управление образования и науки Севастопольской городской государственной администрации подготовить изменения в Уставы школ (за исключением школ с украинским языком обучения) и внести на утверждение городского совета до 19 августа 2009 г. в части положений относительно языка обучения в следующей редакции: " В школе утвержден русский язык обучения, в соответствии с решением городского совета, с обязательным изучением государственного языка".
Депутаты также обратились в Генеральную прокуратуру Украины о "проверке законности применения приказа министерства образования и науки от 26.05.2008 г. N461.
Свое решение депутаты объяснили высокой социальной напряженностью, которая сложилась среди родителей учащихся общеобразовательных школ города Севастополя в результате введения в действие приказа минобразования N461.