Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Дагестанском государственном институте народного хозяйства в рамках российско-германского сотрудничества в сфере образования и науки состоялась встреча с руководителем Российского представительства Немецкой службы академических обменов - DAAD, доктором Томасом Пралем и начальником Департамента по международным связям ДГИНХ, профессором Г.Ахмедовым. Во встрече приняли участие профессорско-преподавательский состав ДГИНХ, студенты дагестанских вузов.
Ректор ДГИНХ, профессор Я.Бучаев, поприветствовав зарубежного гостя, представил его собравшимся. И напомнил, что за последние годы вузы республики прошли своеобразный эволюционный путь, укрупняя материальную, научную базы, достигнув качественного изменения в подготовке специалистов, отдавая приоритеты инновационным технологиям.
Подобная деятельность вызвана присоединением России к Болонскому соглашению. Высшая школа Германии, которая включилась в Болонский процесс в числе первых, накопила огромный опыт в подготовке высококачественных специалистов для современной экономики и достижения передовых позиций современного инновационного образования.
Деятельность в сфере высшего профессионального образования и качество подготовки специалистов в Германии известны во всем мире. Очевидна целесообразность обучения дагестанских студентов и аспирантов в стенах немецких вузов и, что очень важно, интеграция наших соотечественников в общеевропейскую, социальную, экономическую и экологическую систему для достижения цели, декларируемой лидерами всех европейских стран, включая Россию, – расширения единого европейского пространства с общей системой ценностей и приоритетов.
- Мы заинтересованы во взаимном сотрудничестве с вузами Германии в сфере высшего образования, - подчеркнул Я.Бучаев, - предполагающем возможность обучения студентов и аспирантов за рубежом, стажировку для преподавателей наших вузов, приглашение за рубеж преподавателей и другие взаимовыгодные формы сотрудничества в сфере образования. Подобная практика взаимообмена уже существует в Белоруссии, Молдавии, в других странах СНГ.
Томас Праль, обращаясь к аудитории на хорошем русском языке, поприветствовал собравшихся и подчеркнул, что он впервые в Дагестане и очень рад знакомству с горным краем, морем и людьми - гостеприимными, дружелюбными. А затем перешел к обсуждению деятельности негосударственной организации, объединяющей все высшие учебные заведения в Германии и способствующей развитию международных академических отношений и научной кооперации других стран.
Впервые служба обмена между высшими учебными заведениями была основана в Германии в 1925 году. Студенческая инициатива со временем переросла в создание одного из крупнейших фондов мира, главной задачей которого стал академический обмен между Германией и практически всеми регионами мира. На сегодняшний день Германская служба академических обменов объединяет около 230 высших учебных заведений и 130 студенческих коллективов.
К первоочередным задачам DAAD относятся такие вопросы, как интернационализация вузов, сотрудничество в области образования с развивающимися странами, поддержка германского и немецкого языка, молодой научной элиты за рубежом, в вузах и научных центрах Германии, для иностранцев, поддержка немецкой научной элиты за рубежом. Эти цели конкретно отражены в более чем 200 программах DAAD, предназначенных для всех стран мира и для представителей всех научных направлений.
Кроме того, Томас Праль рассказал, что DAAD оказывает поддержку как высшим заведениям Германии, так и по необходимости и другим странам в их международной деятельности в комплексе технологий маркетинга, информационных программ, консультативной помощи и т.д. Более 500 профессоров высших учебных заведений Германии привлекаются правлением DAAD для участия в работе отборочных комиссий на общественных началах. Около двадцати российских профессоров участвуют в этих отборах в Москве.
Центральное бюро DAAD под руководством генерального секретаря Кристиана Бозе находится в Бонне. Бюджет DAAD составляет более 600 млн.евро. Основным финансовым источником DAAD является Министерство иностранных дел Германии.А средства Федерального министерства по образованию и исследованиям предназначены для поддержки молодых научных кадров из развивающихся стран.
Европейский Союз поддерживает международную программу ERASMUS. Федеральное министерство экономики и технологий располагает финансовыми средствами по экономическим специальностям для выходцев из стран СНГ. Самой крупной программой, финансируемой немецкими фирмами, является «Российский фонд немецкой экономики».
В первую очередь DAAD занимается в России реализацией на региональном уровне академических обменов в целом. Важнейшими партнерами DAAD является Министерство образования и науки РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и другие федеральные министерства, российские и германские вузы, совместные предприятия и фирмы, заинтересованные в программе в области образования и науки. - Нас интересуют конкретные проекты и научный поиск студентов, - заявил Томас Праль.- Это напрямую связано с системой образования, направленной на конкретный результат.
Студент защищает авторский проект перед руководителем предприятия, учреждения по профилю избранной специальности. И обучается по индивидуальным программам. Поэтому каждый студент, обучающийся по программе взаимообмена, работает по индивидуальному графику со своим руководителем, который в случае успешного продвижения и достижения высоких научно-исследовательских результатов, финансирует перспективные проекты.
Для всех обучающихся по программе DAAD предусматриваются и высокие стипендии. А для преподавательской элиты, которая проходит здесь стажировку, предоставляются дополнительные льготы: содержание семьи, оплата квартиры, приобретение компьютера, другой техники в индивидуальное пользование. Таким образом в Германии существует немало возможностей для реализации научного потенциала в различных отраслях. Здесь приветствуется активное участие молодых исследователей в современном производстве.
- Болонский процесс направлен прежде всего на селекцию талантливых, способных к научному поиску студентов, - напомнил немецкий профессор,- и организация DAAD направлена прежде всего на поддержку инновационных специалистов нового поколения. На магистерские специальности, в частности, направлены специальные программы: «Михайло Ломоносов», «Эммануил Кант».
Они предполагают углубленные программы по целому ряду наук. Это институциальные программы со значительным капиталовложением по наиболее продвинутым нано- и биотехнологиям. Сегодня Россия - открытая страна, - завершил Т.Праль. И у дагестанских студентов, ученых есть прекрасная возможность реализовать свой научный, творческий потенциал.
Начальник департамента международных связей ДГИНХ Г.Ахмедов ознакомил присутствующих с основными позициями деятельности университета менеджмента и коммуникации (Берлин - Потсдам) Германия, занимающего лидирующие позиции в ФРГ, самой высокоразвитой страны Евросоюза. В рамках обозначенного сотрудничества он рассказал о представленном новом проекте
- Мастер делового администрирования (МВА), включающего очно-заочную форму обучения в Махачкале и Берлине по европейским программам МВА, разработанным UMC, а также двойное российско-немецкое дипломирование выпускников. Для реализации этих целей в UMC создан Вест-Ост-институт, а в ДГИНХ - российско-германский факультет, основными задачами которого являются организация высококачественного учебного процесса и его учебно-методическое сопровождение.
-Подобное обучение дает комплексный результат, -подчеркнул Г.Ахмедов, - и позволяет по-новому осмыслить назначение современного бизнеса, упорядочивает знания, развивает навыки в этой области и дает возможность работать молодому специалисту практически в любой точке мира. Программа дополнительно послевузовского образования (МВА) рассчитана на специалиста, заинтересованного в карьерном росте, мыслящего современными рыночными категориями.
Диплом МВА признается во всем мире и предусматривает теоретическую и практическую подготовку с учетом мирового опыта в области финансов, коммерции и маркетинга. Все это позволит со временем создать в нашей республике класс специалистов мирового уровня, способных в условиях интеграции в мировую экономику адаптироваться к производству с рыночными механизмами управления и создать конкурентоспособную инфраструктуру.