Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Всем, кто преподаёт и изучает русский язык, литературу и культуру!
23.04.2009
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) при поддержке фонда «Русский мир» проводит совещания-семинары по вопросам изучения и преподавания русского языка как иностранного. Особое внимание на этих совещаниях-семинарах будет уделено ознакомлению с системой тестирования ТРКИ, получившей широкое распространение как в России, так и за рубежом.
В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Требования к проведению государственного тестирования по русскому языку как иностранному, которые определяют уровневый подход к обучению русскому языку, в соответствии с рекомендациями Совета Европы и ALTE (Ассоциации лингвистических тесторов Европы).
Семинар пройдёт 20-23 мая 2009 года в г. Милан. Ведущие специалисты по преподаванию РКИ и тестированию СПбГУ, МГУ, РУДН и Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина проведут ряд лекций, практических занятий, мастер-классов, тренингов для преподавателей русского языка и специалистов в области лингводидактического тестирования. Мы познакомим вас с новым поколением учебно-методических и тестовых материалов. На круглых столах будут обсуждаться проблемы функционирования русского языка и современные модели его преподавания. В рамках семинара пройдёт выставка новинок учебно-методической литературы.
Участие в мероприятии является бесплатным. Слушатели Семинара получат учебные материалы для занятий, комплекты тестовых материалов, ценные подарки и сувениры. По итогам Семинара его слушатели получат свидетельство о прохождении научно-методической подготовки в области лингводидактического тестирования.