Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения поэта Василия Каменского. Ближайший друг Маяковского и Бурлюка, редактор первого сборника русских футуристов, авиатор, художник. «Быть Каменским – значит быть вечно 18-летним», - говорили о нём современники.
Его биография необычна даже на фоне прочих удивительных судеб русского авангарда, но счастливее многих из них. Называвший себя «пришельцем из будущего», Каменский дожил до гагаринского полёта в космос и смог увидеть осуществление хотя бы одной мечты «будетлян». Рассказывают «Новости культуры».
Василий Каменский умел и любил декламировать свои стихи. Любит делать это и его сын, художник Алексей Каменский.
Строки отцовских стихов Алексей Каменский проиллюстрировал абстракцией. Он - художник, и русский авангард: поэтический и живописный, - у него в крови. Вот он на фотографии - шестилетний, на плечах своего отца – изобретателя пятиугольных книг, железобетонных поэм и слова «самолет». Самолет, впрочем, для Василия Каменского не был всего лишь словом.
Адольф Аксёнкин достает с антресолей своего кабинета в Музее Маяковского модель того аэроплана, на котором Каменский совершал демонстрационные полеты, пока не потерпел крушение.
«От разбитого самолета остался только двигатель, потому что все детали были разобраны фанатами», - рассказывает он.
Этот двигатель - теперь в экспозиции Музея Маяковского.
Стихотворение Каменского о полете на аэроплане читать следует снизу вверх. Так взлетает самолет. О том и стих. Шрифт уменьшается, пока не превращается в точку над «и». Сегодня это называется визуальной поэзией. Напечатано на обратной стороне обоев, верхний угол страницы срезан. Это называют «книгой художника». И то, и другое – изобретения Василия Каменского.
«Стихи должны строиться как дома», - говорил он. Сначала каркас, затем бетон – вот и «железобетонная поэма». Здесь каркас - план выставки импрессионистов из коллекции Щукина, бетон - поэтические ассоциации. Но кроме формальной линии, в поэзии Каменского есть и народно-песенный дух.
Стенька Разин – герой, о котором Василий Каменский написал и поэму, и роман, и пьесу. По поэме досталось от него Емельяну Пугачеву и Ивану Болотникову. Искренняя любовь к главарям народных восстаний уберегла Каменского во времена репрессий. Правда, пришлось и имение, честно заработанное авиацией, отдать колхозу.
Адольф Аксёнкин, заведующий научно-экспозиционным отделом Музея В.В. Маяковского: «Когда Ленин сказал ему: "Вы середнячок". Он то думал - это о поэзии, а, оказалось, об имении».
Вместо имения Каменский получил дом священника в селе Троица. Кадры хроники, пионеры поздравляют Каменского с юбилеем. Праздновался он в 34-м году без преувеличения всенародно. Пьесы Каменского ставили тогда во всех театрах страны, он был очень популярным поэтом. Спустя десятилетие с ним случилось несчастье - гангрена и ампутация ног. Но читать с эстрады он продолжает еще пять лет. Затем паралич - тринадцать лет постельного режима, но и тогда не перестает творить - много рисует.
Алексей Каменский, художник: «У него рисунки интересные: полудетские, полунаивные, он и маслом писал».
«Непромокаемый оптимист» - так называл себя Василий Каменский, а еще - «гений». Право на это поэт завоевал в 22-м году в Камерном театре одним из первых интерактивных перфомансов: устроил экзамен на гения и успешно его сдал.