Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В киргизском Оше состоялся литературный праздник "Неисчерпаемый Гоголь"
01.04.2009
В ошской детской областной библиотеке имени Т. Мияшева, прошел литературный праздник "Неисчерпаемый Гоголь", посвященный 200-летию со дня рождения одного из величайших мастеров прозы, драматурга, актера - Николая Васильевича Гоголя, организованный по инициативе Ошского объединения "Содружество", фонда "Благодать" и при финансовой поддержке Генерального консульства Российской Федерации в Оше.
В мероприятии приняли участие Генеральный консул России Мухамаджан Зиганшин, заместитель председателя Ассамблеи народа Киргизстана Пулат Сабиров, руководитель Русского центра в Оше Занфира Мискичекова, сотрудники библиотеки, преподаватели-русисты ошских вузов, представители творческой интеллигенции, студенты и учащиеся школ.
Открыл праздник М. Зиганшин, который сообщил, что 2009 год в России указом Президента России Д.А. Медведева объявлен годом Гоголя. Генконсул поздравил всех с этим знаменательным событием, пожелал удачи и успехов участникам и отметил, что произведения Н.В. Гоголя играют большую роль в становлении русской культуры и классической литературы, а также в популяризации русского языка. М. Зиганшин подчеркнул, что подобное мероприятие проводится впервые на юге Кыргызстана.
Большой интерес у присутствующих вызвала выставка творческих работ, представленных на конкурс, в котором приняли участие 48 учащихся из 9 школ Оша. Специальному жюри пришлось выбирать из более, чем 60 работ, среди которых были рисунки героев произведений Н.В. Гоголя, доклады, стенгазеты, буклеты.
Первого места была удостоена ученица 8 класса Алла Язова, ее рисунок посвящен мотивам произведения "Вечера на хуторе близ Диканьки или ночь перед Рождеством", а также работы Григория и Леонида Белицких, Бакыт кызы Айжаны и стенгазета, выполненная Анной Талочкиной (средняя школа №4 им. Кирова).
Кроме того, школьники показали и актерское мастерство. Так, учащиеся школы им. Кирова инсценировали произведения писателя "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ревизор", а воспитанники школы им. Ломоносова сделали акцент на главные произведения Н.В. Гоголя. Свои знания о литературной деятельности писателя ребята продемонстрировали и в викторине. После чего состоялось награждение победителей конкурса. Им были вручены почетные грамоты Генконсульства и памятные подарки.
Директор ОДБ им. Т. Миашева Эльмира Доолотова поблагодарила всех присутствующих за активное участие в празднике и сообщила, что познакомиться с работами участников может любой желающий, посетив библиотеку.
В заключение был показан художественный фильм "Вий", снятый по мотивам произведения Н.В. Гоголя, вызвавший неподдельный интерес у участников литературного праздника.
По итогам мероприятия планируется издать информационно-методические пособия для учебных заведений южного региона Киргизии.