Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Лондоне состоялся 2-й международный форум "Русский язык вне России"
30.03.2009
23 марта в Лондоне состоялся 2-й международный форум "Русский язык вне России", проведенный ассоциацией "EUROLOG-UK" при поддержке фонда "Русский мир". Форум собрал более полутора сотен директоров и преподавателей 32 стран Европы, Ближнего Востока и Северной Америки, сообщает официальный сайт Европейского русского альянса.
С приветствием к участникам форума обратились посол Российской Федерации в Великобритании Юрий Федотов, зам. главы Россотрудничества РФ Александр Чесноков, руководитель Управления образования фонда "Русский мир" Ирина Степанова (зачитавшая приветствие исполнительного директора фонда Вячеслава Никонова).
В самом начале дискуссии выяснилось, что практически все представленные на форуме учебные заведения являются школами дополнительного образования, расположенными в арендованных помещениях, принадлежащих местным школам или каким-то общественным и религиозным организациям. Занимаются в них дети русскоязычных родителей (среди них, кстати, немало и выходцев из стран СНГ и Балтии), как правило, раз в неделю, по субботам; в остальные дни они ходят в обычные школы по месту жительства.
В целом "русским" дополнительным образованием в среднем охвачено не более 10% процентов потенциального контингента. Родители еще 10-20% семей, пояснила ситуацию корреспонденту "Русского мира.ru" директор лондонской школы "Знание" Айна Шарифи, хотели бы отдать ребенка в русскую школу, но не делают этого ввиду ограниченных финансовых возможностей либо территориальной удаленности школы от их места жительства.
По завершении участники форума решили не принимать итоговой резолюции. Тем менее, участники дискуссии на секции "Методика преподавания русского языка" приняли ряд рекомендаций. Во-первых, считают они, необходимо сформировать из учебников, выпущенных разными издательствами, цельный курс, который бы охватывал обучение от детского сада до старших классов.
Во-вторых, надо определить конечные цели и задачи дополнительного образования. Было решено создать рабочую группу для проработки соответствующих подходов. И еще одна рекомендация: организовать систематическую работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров.
На форуме было переизбрано Правление Международной ассоциации русских культурно-образовательных объединений "EUROLOG". В него вошли представители 20 стран. Председателем Правления вновь избрана Ольга Брамли.