Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Выставки в городском музее традиционно собирают весь цвет шарьинского культурного общества ценителей искусства. Так было и в этот раз. Открытие выставки работ мастера резьбы по дереву Николая Масленикова и его учеников началось с театрализованного представления о незамысловатой истории возникновения богородского деревянного промысла.
История началась с куклы, от скуки выпиленной из бревна деревенским мужиком. Она понравилась его детям. Затем - купцу на ярмарке, который дал за куклу хорошие деньги, да и еще заказал. Церемония открытия выставки сопровождалась народными песнями и плясками в исполнении самодеятельных артистов Центра народной культуры «Светлица»
История мастерства Николая Масленикова берет начало из детства в вохомском лесном краю. Много лесных троп было исхожено, много всякого зверья увидено. Все это дало пищу идеям будущих работ. Коля Маслеников рос любознательным, пытливым ребенком.
Науку превращения куска дерева в красивую фигурку постигал, задавая многочисленные вопросы деду. Тот сначала отмахивался от надоедливого мальца, затем понял, что может из него толк выйти, и стал делиться премудростями ремесла. Деревянные петушки, лошадки были первыми работами мастера. Постепенно навыки совершенствовались, оттачивались за годы обучения в училище.
В 1988 году он впервые выставил свои работы на выставке самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства в Шарье. С тех пор Николай Алексеевич принял участие в 37 выставках разного уровня: от городских до всероссийских. Никого талант резчика не мог оставить равнодушным. В каждой работе – тепло его души.
Народная мудрость гласит: лишь тот настоящий мастер, у кого есть ученики. За 19 лет у народного мастера Российской Федерации Николая Масленникова было более 500 воспитанников, ребят, которых он учил резьбе по дереву. Работы учеников Николая Алексеевича достойны внимания. На выставке они гармонично соседствуют с творческими находками талантливого учителя. Мальчишки увлеченно занимаются старинным русским ремеслом, отдают ему все свободное время.
Многие гости выставки тепло и признательно отзывались о работе мастера и Центра народной культуры «Светлица», которым он руководит. Восхищались мальчишками, которые не болтаются бесцельно по улице, а заняты делом. Они умеют не только гвоздь в стену забить. Легко обращаются с инструментами деревообработки. Могут и полочку смастерить, украсив ее резным узором, и табурет прочный сколотить, что-то изящное в подарок родителям или друзьям из дерева вырезать.
Музей приглашает всех ценителей прекрасного на выставку Николая Масленикова и его учеников. Здесь есть, на что полюбоваться, чем восхититься. Традиции народной культуры живы и передаются из поколения в поколение.