Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
6 марта 2009 года Институт Пушкина проводит вторую церемонию вручения Пушкинской премии. Вручать премию будут прямые потомки А.С. Пушкина - Александр Пушкин и Мария-Мадлен Пушкина-Дурново, специально для этого прибывающие в Таллинн из Брюсселя.
В рамках мероприятий запланирована встреча потомков поэта с представителями Министерства культуры Эстонии, говорится в пресс-релизе Министерства культуры.
Пушкинская премия была учреждена Институтом Пушкина (г. Таллинн) в 2008 году и присуждается учителям русского языка в двух номинациях: «Учитель русского языка как родного» и «Учитель русского языка как иностранного».
В 2008 году победителями стали: в номинации «Преподаватель русского языка как родного» - Беленкова Алла, Таллиннский Линнамяэском Русский Лицей; а в номинации «Преподаватель русского языка как иностранного» - Алла Шевелкина, которая работает в Тартуской гимназии им. Марта Рейника.
Основной деятельностью Института Пушкина является поддержка русского языка и литературы в Эстонии, обучение, подготовка и проведение экзаменов на получение сертификатов государственного образца РФ (TORFL), проведение языковых курсов, научно-методических семинаров для преподавателей-русистов.