Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
17 февраля были названы первые лауреаты новой литературной премии «Неформат». Премия молодёжная. Да и кому, кроме молодости, будет по плечу и по душе выполнить все условия конкурса: быть вне мейнстрима, мыслить альтернативно, раздвигать привычные рамки жанра, предлагать новые формы. Звучит как кредо юности. И всё-таки главная премия не досталась никому. О главной интриге этой церемонии сообщают «Новости культуры».
Здесь все вне формата – никакого официоза и традиционного дресс-кода. В зале - признанные писатели и провокаторы–смутьяны. «Неформат 2008» вывел из тени тех, кого побаиваются издатели и чьих откровений ждут читатели. Тех, кто против волны и канонов.
Дмитрий Липскеров, учредитель премии «Неформат»: «Нам писали мужчины под женскими именами и женщины под псевдонимами…»
Стать победителем «Неформата» - как выиграть одному из тысячи и не только деньги, а возможность выйти из виртуального мира и быть изданным. Жюри пришлось просеять тонны макулатуры. На конкурс пришло три тысячи рукописей.
Юрий Мамлеев, председатель жюри: «Они пишут о наркотиках, об одиночестве, о любви, о том, как найти свой уголок в этом холодном мире».
Ева Рапопорт получила премию в номинации «За малую прозу». Короткие рассказы написала и отправила в последний день конкурса. Правда, себя неформатной не считает.
Ева Рапопорт, лауреат премии «Неформат 2008»: «Что я понимаю под форматом, - это лучше выражено в области кино: когда есть жанровое кино, а есть кино авторское. Мне кажется, литература в наше время выглядит почти также».
Андрей Орлов – литературный хулиган, известный в Интернете под псевдонимом Орлуша, награждал поэтов. Лауреат – Вера Полозкова. Она бросила МГУ на пятом курсе…Но ее сборники стихов выходят постоянно. Лирика любовная и социальная… О себе иронично говорит – свой среди чужих, чужой среди своих.
Вера Полозкова, лауреат премии «Неформат 2008»: «Люди, пришедшие из Интернета, вызывают всегда неизбежный вопрос: кто они такие и стоят ли прочтения. Не всплыли ли они пеной, как явление сиюминутное, не оставляющее следа».
О победительнице в номинации «Крупная проза» известно, что она из Днепропетровска, печатается под псевдонимом Ульяна Гамаюн. Ее роман «Ключ к полям» обещает стать открытием в русской литературе. А вот главную премию в этом году решили не вручать… слишком неформатной она оказалась даже для «Неформата».
Дмитрий Липскеров, учредитель премии «Неформат»: «Это произведение было написано с позиции открытого зла. Талантливо, достаточно провокативно, и поэтому, после долгих дебатов, мы все, в унисон мысля, пришли к тому, что «Неформат года» в этом году не будет вручаться».
Организаторы «Неформата» хотят выйти за рамки литературы и сделать премию искусства – где можно было бы увидеть неформатную живопись, услышать неформатную музыку.