Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Харбине с учетом опыта Пекинской Олимпиады «горячая телефонная линия 110» будет работать на 4 иностранных языках
12.02.2009
Для решения проблем зарубежных гостей, вынужденных обратиться к помощи полиции, в ближайшее время в Харбине /Северо-Восточный Китай/, где пройдет 24-я Всемирная зимняя универсиада, служба "горячей" телефонной линии "110" впервые примет в свой штат операторов-телефонистов со знанием английского, русского, японского и корейского языков. Открытие "горячей" полицейской линии на иностранных языках соответствует международным стандартам, при этом будет использован опыт работы соответствующей службы в дни проведения Пекинской Олимпиады-2008.
Как сообщили в городском правительстве, это необходимо, т.к. в период Универсиады в Харбине, прежде всего, в центральных районах, ожидается большой наплыв гостей из-за рубежа. Пока телефонную линию "110" в Харбине будут обслуживать 12 операторов со знанием английского, русского, японского и корейского, которые, по примеру Пекинской Олимпиады, смогут оказать необходимую помощь иностранным гостям, что поможет успешному проведению Универсиады-2009. Планируется, что в будущем такая служба в Харбине получит дальнейшее развитие.