Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
ECOMEN объявляет конкурс на тему образования на русском языке
13.11.2008
Институт экономики и управления ECOMEN объявляет конкурс на лучшую публикацию, посвященную проблемам образования на русском языке в Эстонии. Цель конкурса — активизировать общественную дискуссию на тему: должно ли в Эстонии существовать начальное, основное, среднее, средне-специальное и высшее образование на русском языке.
Для этого, по мнению организаторов конкурса, необходимо определить ключевые вопросы, требующие незамедлительного решения с тем, чтобы повысить качество учебных программ и уровень их преподавания, а также роль и место, отводимые в этом процессе государственным и муниципальным структурам и частному бизнесу.
К участию в конкурсе приглашаются профессиональные журналисты, студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся школ и гимназий и их родители.
Учитывая высокую социальную значимость данной проблемы, организаторы конкурса предлагают высказаться по ней специалистам — педагогам, психологам, социологам, руководителям соответствующих министерств, департаментов и других ведомств, имеющих непосредственное отношение к организации учебного процесса.
Жюри конкурса формируется из авторитетных специалистов — редакторов печатных, электронных (эфирных) и компьютерных общереспубликанских и региональных изданий, а также из представителей академических кругов.
В рамках конкурса рассматриваются публикации, размещенные в указанных изданиях. Публикации должны содержать в себе убедительное обоснование важности описываемых проблем — как общего, так и частного характера, а также, желательно, конкретные конструктивные предложения по решению поднимаемых вопросов.
Представлять опубликованные работы на конкурс могут как редакции печатных, эфирных и электронных масс медиа, так и отдельные авторы персонально. Срок подачи — по май 2009 года включительно (первый этап).