Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
30 сентября – день памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева. «Выдающийся литературовед и историк культуры, почетный член многих европейских академий, публицист, общественный деятель…» – так написано в любой энциклопедической статье. Однако крайне сложно охарактеризовать роль этого человека в судьбе современной России. «Культура, – говорил академик Лихачев, – это то, что оправдывает перед Богом существование народа и нации». Подлинный масштаб фигуры Дмитрия Лихачева еще только предстоит осознать. Рассказывают «Новости культуры».
«Жизнь полна удивительных вещей, если сопоставить разные моменты. Мне удалось быть на самом низу и на относительной высоте академической», – говорил Лихачев. Свидетель ХХ века, он родился в эпоху правления последнего российского императора из династии Романовых, помнил события Февральской революции, почти пять лет провел в заключении в Соловецких лагерях особого назначения и на строительстве Беломоро-Балтийского канала. «Это первое ощущение, совершенно фантастически необычное. Крики, издевательства конвоя, меня ударили по лицу сапогом», – вспоминал академик.
Дело №195, по которому в 1928 году был осужден Дмитрий Лихачев. Эти документы попали в его руки спустя 65 лет после приговора. «Если бы я вел дневник, то он, может быть, был менее интересен, чем это дело», – говорит Дмитрий Сергеевич.
По иронии судьбы на Соловках Лихачев создал свою первую научную работу. Она былаликованную в журнале «Соловецкие острова». Будущий академик изучал представления о культуре заключенных. «Для культуры, для развития памятников культуры в нашей стране, для развития прогрессивных тенденций в науке и литературе, он оказал неимоверное воздействие на весь наш научный процесс», – говорит академик РАН, директор Института мировой литературы Александр Куделин.
«Я не могу сказать, что это был титан эпохи Возрождения, но по влиянию своему на власть имущих, по умению с ними разговаривать и защите культуры ему не было равных и нет», – утверждает главный редактор журнала «Наше наследие» Владимир Енишерлов.
Работы Лихачева цитируют и сегодня, и все же до сих пор его наследие до конца не осмысленно.