Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Резолюция Конгресса национальных меньшинств о языковой политике и образовании.
Конгресс исходит из важнейшего принципа, что человек был и остается главным ресурсом и богатством любого государства. Независимо от его языковой принадлежности он должен чувствовать себя полноценным субъектом общества. Всякие попытки использовать язык для ограничения возможности участия представителей национальных меньшинств в жизни общества, а также навязать волю одной части общества другой его части, путем введения языкового ценза или иных ограничений, есть покушение на права и свободы личности.
Основным документом, определяющим принципы языковой политики в Европе, является Европейская Хартия региональных языков или языков национальных меньшинств, составленная в 1992 году и, вступившая в силу в 1998 году. Конгресс считает, что языковые права национальных меньшинств Эстонии должны основываться на международных нормах, включая Европейскую хартию, и призывает Эстонию подписать и ратифицировать указанный документ как можно скорее. Он выражает озабоченность по поводу затягивания его процесса.
Этнократическая модель развития государства и соответствующее ей правовое поле, совместно с практикой принудительного насаждения эстонского языка и вытеснения из общественной жизни языков и культур национальных меньшинств, противоречит мультикультурному характеру общества. Противоречащий Конституции ЭР, форсированный перевод русскоязычной гимназии на эстонский язык обучения, без подготовки соответствующих кадров учителей и без подготовленности самих учащихся к обучению на эстонском языке, при отсутствии воскресных школ для национальных меньшинств, а также каких бы то ни было других гарантий сохранения родного языка, есть прямой путь к маргинализации личности и ассимиляции.
Конгресс выражает обеспокоенность продолжающимся снижением уровня владения родными языками представителями национальных меньшинств Эстонии. Каждый язык — это ценность, которую необходимо сохранить.
Конгресс призывает:
- организации национальных меньшинств проявлять больше внимания и инициативы по обучению и использованию родного языка в семье и школе;
- органы власти должны создать условия для реализации права каждого человека на изучение родного языка, развития сети воскресных и иных школ с обучением на родном языке, а также изучением истории и культуры разных народов.
В сфере гимназического образования, Конгресс считает:
- необходимо повысить эффективность и качество обучения эстонскому языку, соблюдать баланс в области изучения русского и эстонского языков, а также истории и культуры народов.
- изучение государственного языка в школах и гимназиях не должно осуществляться в ущерб изучению родного языка.
Конгресс призывает уделять должное внимание эффективному использованию русскоязычного научного и педагогического потенциала и прекратить практику дискриминации по этноязыковому принципу. Это препятствует самовыражению личности и не позволяет представителям национальных меньшинств не только занимать руководящие должности, но и вообще работать и обеспечивать свое существование.
Язык — это средство общения и самовыражения личности, а не инструмент разобщения людей. Как отмечал величайший ученый Эстонии Юрий Лотман, язык — это не забор, который отгораживает один этнос от другого, а окно в мир иной культуры. Он должен служить человеку, а не человек языку.
Опыт Европы наглядно показывает, что развитие языков национальных меньшинств не мешает функционированию государственного языка и не препятствует интеграции общества, а наоборот, способствует. В Европе, в США, Канаде и многих других цивилизованных странах, языковое разнообразие признается ценным культурным наследием, становится объектом особой защиты. Мультикультурное общество не может быть моноязычным.
Мультикультурный характер общества должен найти отражение в системе образования, поскольку образование есть важнейшая сфера формирования идентичности человека, развития и удовлетворения его духовных потребностей.
Исходя из того, что школа является образовательным и культурным учреждением и то, что в ней обучаются несовершеннолетние дети, Конгресс озабочен тем, что все больше и больше она вовлекается в политику и становится объектом борьбы между различными политическими партиями.
Все педагоги и воспитатели школ, гимназий и детских дошкольных учреждений должны быть свободны от политики и заниматься своими прямыми обязанностями — обучать детей и давать детям достойное качественное образование, а также воспитывать их в духе толерантности и гуманизма.
В связи с этим, обращаемся к Riigikogu и ко всем политическим партиям Эстонской республики с предложением не вовлекать директоров и учителей гимназий, а также дошкольных учреждений в политику, отгородить их политического лоббирования и интриг, принять на законодательном уровне нормативный акт, запрещающий их членство и участие в политических партиях и движениях.
Резолюция принята единогласно на Конгрессе национальных меньшинств Эстонии
20 сентября 2008 года.