Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
ВЦИОМ: Большинство россиян осознают, что не владеют в совершенстве родным языком
01.09.2008
Большинство россиян осознают, что не владеют в совершенстве родным языком, и считают необходимым вести целенаправленную борьбу за чистоту великого и могучего. Такие данные двух специальных опросов ВЦИОМ огласил накануне директор центра Валерий Федоров на пресс-конференции Роспечати, посвященной старту конкурса «Русский язык в электронных СМИ», передает ИТАР-ТАСС.
В. Федоров, в частности, сообщил, что по итогам опроса, 78% респондентов высказались за «целенаправленную борьбу за чистоту языка» в нашей стране. Однако при этом 55% россиян затруднились ответить на вопрос, как именно это следует делать.
Еще большее количество респондентов полагают, что простым гражданам нет необходимости лично участвовать в этом непростом деле: 61% россиян полагают, что чистота русского языка — дело государства. Лишь 29% уверены, что сфера языка не подлежит государственному регулированию.
Необходимость дополнительных усилий по очищению и выправлению языка обусловлена оценкой россиян своих собственных знаний: по данным ВЦИОМ, чаще всего респонденты оценивают свое владение русским на «тройку» или «четверку» — 39% и 40%.
Специальный тест, основанный на сравнительно несложных вопросах из школьного курса, подтвердил справедливость таких оценок: на все 8 вопросов, отобранных социологами из ЕГЭ по русскому языку, ответили лишь 4% россиян, и только 6% не дали ни одного верного ответа.
Самыми распространенными способами борьбы за грамотность, предложенными оставшимися респондентами, стало более глубокое изучение родного языка в школе (21% опрошенных) и жесткие меры против ненормативной лексики в виде штрафа за ее использование в общественных местах (5%). 9% россиян высказались также за специальную грамматическую цензуру в СМИ, заметив, что телевидение и радио оказывает огромное влияние на речь зрителей и слушателей.
Опрос ВЦИОМ был проведен 28—29 июня. В результате исследования опрошены 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России.
Напомним, по данным другого опроса ВЦИОМ, только 4% взрослых россиян смогли бы сдать ЕГЭ на отлично.
Как оказалось, на восемь относительно несложных вопросов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку 2007 года для 11-го класса средней школы правильно ответили лишь 4% взрослых россиян (от 1% в группе с образованием ниже среднего до 7% с высшим и незаконченным высшим). Такие данные содержатся в материалах ВЦИОМ. Правильно на 6—7 вопросов ответили 21%, на четыре—пять — 29%, два—три — 30%, на один — 90%. И 6% не дали ни одного верного ответа (26% в группе с образованием ниже среднего и 1% — с высшим и незаконченным высшим).
Как показали ответы опрошенных, лучше всего респонденты расставляют ударения в словах и находят суффиксы (по 60%). Каждый второй россиянин (50—51%) может найти грамматическую ошибку в словосочетании и предложении. По 43% респондентов знают, когда употребляется слово «информативный», а когда «информационный», способны грамматически правильно продолжить предложение и определить, в каком предложении слова пишутся слитно.
Хуже всего обстоят дела с пунктуацией: только треть опрошенных (32%) смогла верно поставить запятую в предложении и объяснить ее постановку. С этой задачей справились от 16% респондентов с образованием ниже среднего до 44% с высшим и незаконченным высшим образованием.
Свое знание русского языка россияне чаще всего оценивают на «четверку» (40%) или «тройку» (39%). Отмечают, что знают этот предмет на «двойку» 6% опрошенных, на «единицу», — 1%. К «отличникам» себя относят 9%. Среди женщин поставили бы себе «пятерку» по русскому языку 12%, среди мужчин меньше — 5%.
А по данным Департамента образования Москвы, в столице в этом году более 4% выпускников школ сдали единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку на оценку «неудовлетворительно». По мнению главы Департамента Ольги Ларионовой, ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки знаний и успеваемости выпускника. «Наиболее эффективной оценкой знаний ученика может стать система портфолио, которая позволит узнать о достижениях ребенка на протяжении всего образовательного процесса», — отметила она.
Систему портфолио планируется ввести в столичных школах к 2012 года в ходе реализации программы «Столичное образование — 5».