Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фестиваль российского искусства на Лазурном берегу
27.08.2008
На Лазурном берегу, в каннском Дворце Конгрессов продолжается одиннадцатый Фестиваль русского искусства. Среди участников программы этого года – более трехсот лучших музыкантов, артистов и художников из Калининградской области.
Фестивальная площадь как эстфетная палочка, а знаменитая лестница как трибуны болельщиков. Можно сказать, что Молодежный фестиваль передает ключ от города Канны большому Фестивалю российского искусства, который будет греметь там всю ближайшую неделю. Греметь, буквально, как оркестр Калининградской филармонии и ансамбль барабанщиц. Именно с выступлений этих коллективов теперь и будет начинаться каждый вечер в Каннах.
Из года в год самый большой ажиотаж во Франции вызывают фольклорные и военные ансамбли. Руководитель ансамбля песни и пляски Балтийского флота зря волновался. «Дай бог, чтобы все у нас поучилось, все было хорошо, потому что привезли много-много нового. Новый репертуар осваивали в последнее время, и этот концерт должен быть выстрелом», – говорит художественный руководитель ансамбля песни и пляски Балтийского флота Борис Гастев.
Самая большая делегация в этом году приехала из Калиниграда. Западный регион России привез уникальную программу. Главным событием станет, конечно, выставка янтаря. Такого количества янтаря французы не видели ни разу, утверждают калининградцы. Самый большой интерес, разумеется, вызвали восстановленные элементы интерьера знаменитой янтарной комнаты.
По традиции один из дней фестиваля посвящен российскому кинематографу. В этом году три новых фильма – «Артистка» Говорухина, «Параграф 78» Хлебородова и историческая эпопея «1612». Чтобы приехать в Канны, Владимир Хотиненко даже прервал работу над новой картиной. Он считает такие показы более важными, чем Каннский кинофестиваль. «Как правило, на все фестивали приглашаются картины с очень специфическим лицом России, очень специфическим! А это культурная программа. Она представляет другое лицо, человеческое. Так что я считаю это явление более важным», – говорит режиссер.
Фестиваль российского искусства в Каннах давно уже стал привычным и даже необходимым явлением. Одной из его традиций является выступление балета Бориса Эйфмана. Прославленный петербургский хореограф всегда показывает на Лазурном побережье премьерные спектакли. В этом году французы увидят «Чайку». Кроме того в этом году сбудется и давняя мечта организаторов – на фестивале выступит Росогорцирк.
На этой неделе благодаря Фестивалю российского искусства культурная программа каждого вечера на набережной Круазетт расписана буквально по минутам.