Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Финалист «Большой книги» Павел Басинский не собирается мстить Пелевину
18.08.2008
Финалист премии "Большая книга" Павел Басинский, дебютировавший в литературе с книгой "Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина", опроверг мнение некоторых критиков, которые считают, что он отомстил Виктору Пелевину за обозревателя Бисинского из книги "Generation P".
"Почти все критики, которые писали о моем романе, самое пристальное внимание обратили только на модного романиста Виктора Сорнякова, в котором все угадали Виктора Пелевина. Поскольку Пелевин в романе "Generation P" изобразил некоего обозревателя Бисинского, которого он утопил в сортире, то, соответственно все решили, что это моя месть Пелевину, что абсолютно неправда", - сказал в ходе онлайн-конференции РИА Новости Басинский, который работает литературным критиком и журналистом.
Басинский признался, что у некоторых героев его книги действительно есть прообразы - например, прототипом старца Тихона стал "один из самых удивительных юродивых 20 века, отец Варнава". Однако, отметил писатель, "прототип дает толчок фантазии, а дальше возникает уже совсем другой человек".
Более того, автор не отвечает за слова своих персонажей, он следит за тем, чтобы "сумма всех этих высказываний как-то расширяла сознание читателя и не загоняла его в идейный тупик, чем отличались романы Достоевского".
"В "Жизни..." присутствует некая экскурсия по русской романистике, то есть там аукаются между собой ключевые герои русской литературы, сюжеты и даже идеи, которые актуальны и сегодня", - рассказал писатель.
По словам Басинского, о работе над романом никто из его окружения, кроме супруги, и не подозревал. А после выхода книги в тираж "отношение к ней было очень разным - и ругали, и хвалили", чему автор был очень рад, так как ожидал именно такой реакции.
"Если критикам, членам совета экспертов, этот роман понравился, значит, его просто интересно читать. Вот это было для меня очень важно", - сказал Басинский, комментируя свое попадание в шорт-лист "Большой книги".
По словам автора, одним произведением он ограничиваться не собирается и продолжает писать, так как " это счастье - уходить в другой мир от журналистской рутины, от будней, от кризиса среднего возраста".
"Однако я никогда не уйду в чистые писатели, пока это не будет приносить тех же денег для меня и моей семьи, которые приносит журналистика", - заключил он.
Помимо Басинского, финалистами "Большой книги" стали Руслан Киреев ("Пятьдесят лет в раю"), Илья Бояшов ("Танкист", или "Белый тигр"), Александр Иличевский ("Пение известняка"), Владимир Костин ("Годовые кольца"), Владимир Маканин ("Асан"), Рустам Рахматуллин ("Две Москвы, или Метафизика столицы"), Людмила Сараскина ("Александр Солженицын"), Маргарита Хемлин ("Живая очередь") и Владимир Шаров ("Будьте как дети").