Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Людмила Путина встретилась с преподавателями русского языка Института славяноведения в Страсбурге
04.06.2004
Супруга президента России Людмила Путина встретилась в пятницу с преподавателями русского языка Института славяноведения Страсбургского государственного университета имени Марка Блока, а также других учебных заведений Страсбурга. Встреча прошла в зале Ученого совета Национальной университетской библиотеки.
Путин находится во Франции в связи с проведением международной молодежной встречи "Молодежный перекресток".
Перед началом встречи Людмиле Путиной показали редкие древние издания, в том числе, на русском языке, хранящиеся в архиве библиотеки.
Супруги президента понравилась тетрадь 18-го века, в которой были записаны упражнения по грамматике и арифметике. Особое внимание гостей привлек "Подробный план столичного города Санкт-Петербург", изданный в 1828 году. Путина с интересом рассмотрела карту города, отыскала на ней существующие по сей день строения.
Затем беседа продолжилась за чашкой чая. Речь зашла о проблемах изучения и преподавания русского языка за рубежом.
Преподаватели рассказали супруге президента, что в последнее время они чувствуют поддержку России, но некоторые проблемы все же возникают на практическом уровне, в частности, с учебниками по русскому языку. Кроме того, преподаватели предложили чаще проводить научные конференции, обмены методиками обучения.
Представители российской делегации, в которую входили, в частности, ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая и академик Виталий Костомаров, договорились уже в этом году в качестве первого шага по интенсификации образовательных обменов направить методистов из России во Францию.
Путина высоко оценила труд преподавателей.
"Меня всегда приятно удивляет то, с каким энтузиазмом они занимаются преподаванием русского языка и культуры, с каким энтузиазмом берегут русский язык", - отметила она.
"Во многих странах, где мне приходится бывать, образуются целые ассоциации преподавателей русского языка", - сказала супруга президента РФ.
Говоря о молодежных проектах двух стран, Людмила Путина сказала, что считает очень важным для школьников и России и Европы узнавать жизнь и культуру других государств.
"Хотелось бы, чтобы российская молодежь могла также свободно путешествовать, как и их сверстники из стран Европы, ведь после таких поездок они по-другому смотрят на мир, узнают другие страны и культуры и, в некотором смысле, у ни меняется менталитет, как в бытовом плане, так и в интеллектуальном", - сказала супруга российского президента.
После встречи с преподавателями Путина ответила на несколько вопросов журналистов. В частности, она сказала, что для поддержки русского языка за рубежом нужны активные действия обеих сторон. "Мы только что говорили о том, что мы вместе можем сделать для тех, кто хочет изучать русский язык за рубежом", - сказала Путина. По ее словам, речь шла и о проблемах учебников, и о снятии препятствий для взаимных обменов школьниками и преподавателями.
По мнению Путиной, очень важно, чтобы родители уделяли время своим детям. "Ребенок, как правило, сам мало чего хочет делать, поэтому к труду нужно приучать, однако, это не все взрослые умеют делать", - считает Путина.
Подводя итог завершающейся молодежной встречи "Молодежный перекресток", Людмила Путина с удовлетворением отметила, что российских и французских детей - участников форума не отличить: "Они - как единая команда".
"Дети раскрепостились, стали увереннее в себе, активнее вникают в суть событий, в том числе, в политике", - сказала супруга президента.
"Очень приятно, что итогом встречи стало письмо, которое школьники написали президентам России и Франции по актуальным проблемам", - сказала Людмила Путина. "Они стали по-настоящему политически активны и обратились к президентам, и это приятно", - добавила она.