Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русским гимназиям Эстонии не хватает молодых педагогов
03.06.2008
В Эстонии вот уже 17 лет не готовят предметников для русских гимназий, и политика эта проносит свои плоды — так, в 26 муниципальных школах Таллина, ведущих обучение на русском языке, работает всего 25 учителей моложе 26 лет, а в 45 эстонских — в четыре раза больше.
Газета «Столица» напоминает, что в бытность министром образования Майлис Репс разрабатывалась программа подготовки предметников для русской гимназии по обмену с российскими вузами. Министр Лукас прекратил эту работу за ненадобностью.
Учителей от 19 до 35 лет на все русские школы Таллина набирается только 18%, а в эстонских школах — 29%. По словам главы Таллинского департамента образования Андреса Паюла, физиков и химиков в русскую школу найти невозможно вообще, а преподаватели иностранных языков находят себе более престижную работу.
Однако нехватку кадров в школах Паюла считает общей. И действительно: 6 из десяти учителей эстонских и 7 из десяти учителей русских школ давно разменяли пятый десяток. А решение правительства лишить выпускников вузов, предпочитающих работу в школах столицы карьере сельского педагога, подъемных в размере 200 тыс. крон и вовсе ставит крест на надеждах столичных школ получить молодое пополнение.
Город намеревается стимулировать молодых педагогов программой строительства муниципального жилья для специалистов, в число которых входят и учителя. Но на это нужно как минимум пять лет, а учителей катастрофически не хватает уже сегодня.