Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
За последние годы число кенийский студентов, обучающихся в России, выросло в пять раз. Возрастает интерес иностранных абитуриентов и к Белгородскому технологическому университету.
В БГТУ им. Шухова на настоящий момент обучаются студенты из 40 стран мира. А в новом учебном году к ним присоединится ещё 60 абитуриентов из Кении. Договорённость об этом подтвердил находящийся в Белгороде чрезвычайный и полномочный посол Кении в РФ профессор Соспитер Магита Мачаге. Он отметил, что его страна продолжает испытывать дефицит в инженерных кадрах, особенно архитекторах.
Сейчас в вузе получают образование три кенийца. В ходе беседы с ними господина Мачаге интересовал быт студентов, проблемы, с которыми они сталкиваются, их оценка качества получаемого образования. Основной же темой обсуждения стали проблемы иностранцев в связи с изменениями в российском миграционном законодательстве. Посол рекомендовал всем студентам пройти регистрацию на сайте посольства и поддерживать тесную связь с атташе по образованию кенийского посольства.
Соспитер Магита Мачаге настойчиво рекомендовал будущим специалистам совершенствовать свои познания русского языка. На протяжении всей встречи он свободно общался с администрацией вуза и студентами без переводчика. Русский язык не изучается в кенийских школах. Однако, по словам представителей посольства, сейчас они работают над проектом создания в нескольких административных районах Кении центров русского языка.
Завершить знакомство по традиции было решено в студенческом общежитии на ужине из оригинальных африканских блюд, который кенийские студенты приготовили совместно с атташе по образованию.