Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Юношеские Достоевские чтения открылись в Старой Руссе
30.04.2008
Юношеские чтения "Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей ХХI века" в десятый раз пройдут в Доме-музее Ф.М. Достоевского в Старой Руссе, с которой связаны последние восемь лет жизни писателя и его семьи.
Участники Чтений смогут пообщаться с правнуком писателя - Дмитрием Андреевичем Достоевским, а также с сотрудником Музея-квартиры Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге Натальей Шварц, сообщили РИА "Новости" организаторы.
Чтения, которые проходят с 1999 года, откроет благочинный Старорусского округа протоиерей Амвросий Джиган, который, как и в прошлом году, поздравит присутствующих со светлым праздником Воскресения Христова.
Цель чтений, которые в этом году будут проходить с 28 по 30 апреля, - выявление одаренных детей, помощь им в научной работе, способствование формированию православного мировоззрения.
В своих докладах ребята сравнят произведения Достоевского с творчеством Андерсена, Гоголя, Толстого, Седерберга и других. Несколько докладчиков сумели выйти за рамки школьной программы и взялись проанализировать некоторые аспекты таких произведений, как "Игрок", "Белые ночи", "Неточка Незванова", "Дядюшкин сон", "Записки из мертвого дома" и роман "Братья Карамазовы". Однако и в этом году большинство докладов посвящено "Преступлению и наказанию".
Утром 29 апреля ребят ждет экскурсия по Дому-музею Ф.М. Достоевского и по городу, ставшему прототипом Скотопригоньевска в "Братьях Карамазовых", а вечером заседания завершатся круглым столом "Евангельские притчи в контексте романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
В программе юношеских чтений запланировано более 40 докладов учащихся старших классов школ и гимназий Великого Новгорода, Старой Руссы, города Холм Новгородской области, города Пушкин. Кроме того, перед ребятами выступят три взрослых докладчика-эксперта - москвички Анна Гумерова и Татьяна Касаткина, которая осуществляет научное руководство юношеских чтений, а также жительница Парижа Арина Кузнецова.
В заключительный день чтений, 30 апреля, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы Российской Академии наук (ИМЛИ РАН), председатель Комиссии по изучению творческого наследия Достоевского, профессор Касаткина проведет мастер-класс "Элемент художественного текста как ключ к анализу произведения: Камень и камни в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы", а также семинар для учителей "Исследовательская работа в школе. Формы сотрудничества школы, музея и науки".
После выступления на юношеских чтениях авторы лучших докладов примут участие в работе детской секции XXIII Международных Старорусских чтений "Достоевский и современность", которые с 1990 года ежегодно проходят в мае по благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого).
Работа со школьниками ведется музеем в Старой Руссе с 1983 года. В 1995 году была опубликована "Региональная программа изучения жизни и творчества Ф.М. Достоевского в 3-11 классах", разработанная доктором филологических наук Людмилой Сараскиной. Но лишь десять лет назад сотрудники музея осознали, что проводимая ими работа вылилась в новую форму - юношеские Достоевские чтения.