Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Жюри премии «Национальный бестселлер» не обещает быть объективным
25.04.2008
Члены "малого жюри" литературной премии "Национальный бестселлер", имена которых были объявлены вместе с именами финалистов на пресс-конференции в четверг, будут руководствоваться при определении лауреата личными пристрастиями, признался член жюри Марат Гельман.
"Мне кажется, что шесть книжек, вышедшие в финал, уже выиграли, в том смысле, что результат, который будет при таком составе жюри, абсолютно непрогнозируемый и зависит не от качества литературы, а от какого-то набора случайностей. Предполагать, что Марат Гельман, артистка или спортсмен будут объективными - я надеюсь, что таких мыслей ни у кого нет. Я про себя точно знаю, что мой выбор будет диктоваться моими личными пристрастиями", - сказал Гельман.
Помимо Гельмана в "малое жюри" также вошли прошлогодний лауреат "Национального бестселлера" писатель Илья Бояшов, литературный агент, представляющая интересы российской литературы в Европе, Галина Дурстхоф, актриса Эмилия Спивак, экономист Борис Федоров и фигурист Алексей Ягудин.
Ответственный секретарь оргкомитета премии писатель Виктор Топоров отмечает, что "лоббирование" личных литературных пристрастий отмечается еще на этапе отбора финалистов.
В финал литературной премии "Национальный бестселлер" вышли Захар Прилепин с романом в рассказах "Грех", Лев Данилкин с биографией Александра Проханова "Человек с яйцом", Анна Козлова ("Люди с чистой совестью"), Андрей Тургенев ("Спать и верить: блокадный роман"), Юрий Бригадир ("Мезенцефалон") и петербургский философ Александр Секацкий с книгой "Два ларца: бирюзовый и нефритовый".
"Не могу обойти молчанием еще одно обстоятельство: Анна Козлова попала в шорт-лист в результате явно скоординированного голосования трех членов жюри - того же Прилепина, Василины Орловой и Романа Сенчина. Не назову это сговором - творческие предпочтения вполне могут совпасть с поколенческими и личными, да и повесть сама по себе хороша, - но факт налицо", - заявил Топоров.
Вместе они выберут победителя премии, имя которого будет объявлено 8 июня в Петербурге.
"Национальный бестселлер" - ежегодная общероссийская литературная премия, которая вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии - "Проснуться знаменитым!".
Премия была учреждена в 2001 году. Ее лауреатами в разные годы становились писатели Леонид Юзефович, Виктор Пелевин, Александр Гаррос, Алексей Евдокимов, Александр Проханов, Михаил Шишкин, Дмитрий Быков, Илья Бояшов.
Согласно регламенту "Национального бестселлера", победитель получит денежную премию в размере 10 тысяч долларов, которая будет разделена между автором, его первым издателем и номинатором. Финалисты премии получают по одной тысяче долларов.
Кроме того, оргкомитет гарантирует издание, дистрибуцию и рекламу произведения-победителя массовым тиражом не менее 50 тысяч экземпляров, что осуществляется как коммерческий издательский проект.