Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Представление о том, насколько богата детская фантазия в отражении окружающего мира, дает выставка "Экслибрис для домашней библиотеки". Она открылась сегодня в Юношеском читальном зале Российской национальной библиотеки в Санкт-Петерубрге. В экспозицию вошло более 300 работ, присланных на конкурс петербуржцами от 6 до 17 лет.
"Для меня было настоящим открытием, что ребята могут делать такие глубокие работы в сложнейшем жанре малой графики. Это и воспитание любви к книге, и продолжение традиции, которая имеет у нас в стране богатую историю", - сказала руководитель проекта, директор по развитию школы "Эпиграф" Татьяна Гдалина. С ней солидарен и член жюри, знаменитый "митек" Дмитрий Шагин, считающий, что "все дети талантливы, все работы - уникальны". Во время конкурса на базе сети "Буквоед" прошли мастер-классы по дизайну книжного знака, встречи с художниками и коллекционерами, семинары для педагогов.
В конкурсе участвовали воспитанники трех школ искусств и более десятка общеобразовательных школ. Интересные работы прислали ребята из Детского дома номер 9, каждый из которых считает своей личной детдомовскую библиотеку. Организаторы проведут интернет-голосование и вручат по его итогам приз зрительских симпатий.
Конкурс проводится в рамках национальной программы развития чтения при поддержке комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и второго Всероссийского конгресса экслибриса. Наиболее интересные миниатюры, отобранные жюри, войдут в каталог. А 20 лучших знаков в июне будут представлены на Международной биеннале книжной графики в Санкт-Петербурге.