Главная
О журнале
Аспирантский вестник
Преподаем русский язык
Учим русский язык
Страноведение
Отзывы
Реклама
Форум
English
Подписка

 

  Журнал

 

Просмотр выпуска  

Другие выпуски:

Показать...


ВЫПУСК №1 2016 г.
Архив номеров...
   

 

  Анонсы статей

 

Читайте в следующем номере:


Межкультурная коммуникация: направления и перспективы
«Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.

Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.

Подробнее...

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Поиск по сайту

Главная Преподаем русский язык Новости

Просмотр новости

 


Не держите за семью печатями Марию Петровых!
13.03.2008

Сарапульские филологи - преподаватели русского языка и литературы, плотно поработав в Год русского языка (2007-й), плавно завершили его своим форумом. Организатором важного мероприятия стал городской информационно-методический центр Управления образования горадминистрации.

Русский язык терпит бедствие, и у этого бедствия есть примечательные контуры. Они обозначены Татьяной Пегановой, помощником главы МО «город Сарапул», заслуженным работником образования УР с большим и разносторонним опытом преподавания словесных дисциплин. К сожалению, из-за того, что люди перестали читать, скудеет словарный запас, и в этой ситуации человек оказывается сродни машине, знающей определенное количество манипуляций. Что могут сделать учитель русского языка и все причастные к формированию речи? Хотя бы вспомнить русскую сказку. В русском человеке, видимо, генетически заложено образное восприятие, отклик на яркое слово. Тонкий знаток словесного материала Александр Вертинский в стихах, посвященных дочерям Марианне и Анастасии, готов был завести для них каких-нибудь добрых старушек, певших им русские песни и слагавших сказки.

- Вертинский понимал, как значим в детском возрасте словесный материал, обязательное присутствие яркого, сочного, образного слова, - отметила Т.Б. Пеганова. - У нас, к сожалению, воспитатели детских садов не умеют рассказывать сказки или читают их скучными голосами. Значит, надо устраивать семинары, учебы, воспитателей сначала учить. В учебных заведениях преподавание художественного слова сведено к минимуму. Точно такая же история с семейным чтением, оно практически сошло на нет. Надо его возрождать. Все старо как мир. Раньше в учебных заведениях большое значение придавалось заучиванию наизусть. Сейчас все направлено на развитие логического мышления, а формирование элементарной механической памяти с помощью заучивания текстов кануло в небытие. Давайте ребенку заучивать тексты! Что такое заучивание? Это работа памяти языка. Человек, произнося одно и то же – фразу, четверостишие, кладет их в уголочки памяти, и эта информация становится освоенным материалом, человек может потом отдать его обратно. Приведу пример Луначарского. По выходе из гимназии он знал 15 тысяч (!) стихотворных строк. А вот другая ситуация. В педагогическое учебное заведение приходят студенты. На уроке выразительного чтения прошу первокурсников прочесть четверостишие, чтобы проверить силу голоса, интонационную составляющую, словом, провести диагностику. Силятся вспомнить поэзию и вспомнить не могут, мусолят затертые произведения – без души и без интереса. Из школ ушли традиции художественного слова. Как-то на уроке я прочитала студентам стихи Марии Сергеевны Петровых. Для меня самой это забытое имя стало открытием. Поэтессе в этом году, 26 марта, исполняется 100 лет. Конечно, девичья, женская поэзия, но завораживающая, потрясающая. Почему бы к ней не прикоснуться? Мы сами детям что-то не открываем, держим за семью печатями.

Еще одна беда – засилье техницизмов в век компьютеризации. Век веком, но не надо забывать о существовании живого человеческого языка. Давайте говорить о культуре речи.

Почин подхвачен. Филологи на форуме говорили о засилье нецензурной, бранной, вульгарной лексики. К сожалению, она процветает, и, увы, часто - в СМИ. И этот дурной образец становится примером речевого поведения.

- У нас есть хорошие шансы побороться с ненормативной лексикой, - убеждена руководитель городского информационно-методического центра Галина Ахтамянова. - Мат непозволителен, и нам надо сказать: давайте-ка откинем свою толстокожесть и поборемся с матерной бранью, хотя бы на территории своего города. Как, какими способами? Конечно, воспитанием культуры речи в школе. Возрождением художественного слова, литературных вечеров. Уличной брани нам есть что противопоставить. Силу убеждения, силу слова, совесть.

- Вы считаете, до совести словесного хулигана можно и нетрудно достучаться?
- Существует вековая народная мудрость: «По привету и ответ», «Как аукнется, так и откликнется». Кажется, банально, но это, представьте, реальный барьер для матерщины. Идет по улице молодой человек и так активно разговаривает по телефону… Сплошной мат! Я не выдержала. Можно же блок поставить! Честно скажу, если попадаю в такую ситуацию, обязательно стыжу. Люди оправдываются, извиняются. Еще ни разу не было обратной агрессии. В целом все понимают: мат – это плохо, совестятся… Мне очень нравится выражение доктора филологических наук, организатора Тыняновских чтений Мариэтты Амировны Чудаковой: «Язык – главная скрепа нации». Так давайте же признаем необходимость чистого русского языка. Если хотим выжить как народ, как нация.

…Обеспокоенные развитием негативных процессов в русском языке сарапульские преподаватели русского языка и литературы и солидарные с ними сотрудники библиотек, руководители методобъединений школьного образования обращаются к горожанам и родителям с призывом беречь русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира. «Язык – это не вещь! – читаем в обращении. – Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. По отношению человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности… Три составляющие – семья, школа, библиотека – создают окружение Человека Читающего, человека XXI века. Давайте объединим наши усилия для того, чтобы будущее наших детей было счастливым и успешным!»

КСТАТИ
Кто пополнит ряды лучших учителей
3 марта в Удмуртии стартовал конкурс лучших учителей республики, проводимый в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Сбор заявок на участие в конкурсе осуществляется по 14 марта в Министерстве образования и науки УР. Как и в прошлые годы, по итогам конкурса статус победителя и приз в 100 тысяч рублей получат 118 человек.

За два года в республику поступило из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и освоено в полном объеме 182 миллиона рублей, в том числе 11,8 миллиона рублей направлено на поддержку лучших учителей. Преподаватели Удмуртии уже третий год представляют на конкурс достойные педагогические наработки. Как пройдет конкурс в 2008 году и кто пополнит ряды лучших учителей республики, предстоит узнать в ближайшем будущем.

Напоминаем преподавателям: с формой заявки на участие в конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений, с порядком и критериями конкурсного отбора можно ознакомиться на портале http://www.udmedu.ru.

Заявки нужно подавать по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М. Горького, 73, 4-й этаж, приемная Н.Г. Печищева. Контактный телефон 78-78-28. Марина СУББОТИНА

Источник новости: udmpravda.ru


<<< 13.03.2008
Глава МИД Китая: «Нынешнее состояние российско-китайских отношений благоприятно»
 13.03.2008 >>>
Я русский бы выучил... Только зачем?

Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться



 

 

 
Новости сайта
Все новости сайта
23.03.2016
Вышел 1-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2016 год

Подробнее...

02.03.2016
Приглашаем авторов к сотрудничеству

Подробнее...

02.02.2016
Вышел 6-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

15.12.2015
Вышел 5-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

26.10.2015
Вышел 4-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...


 

 
Вход на сайт
 
Напомнить пароль
Регистрация | А для чего?

Зарегистрированных
посетителей: 24308

 

 
Мероприятия

 

 
Обратная связь
  Редакция:
Тел: +7(495) 336-66-47
editor@pushkin.edu.ru

Подписка:
+7 (499) 277-11-12
+7 (499) 267-40-10
8-800-200-11-12
(звонок из любого региона России бесплатный)
podpiska@vedomost.ru

Реклама:
Тел: +7(495) 228-24-08, 267-85-66
reklama@russianedu.ru

Работа портала:
info@russianedu.ru

 

 
Наши партнеры
Наши баннеры



Культура письменной речи. Помощь всем